Примерное время чтения: 7 минут
377

Ревизорами не рождаются. Как маски из Карелии покорили омского зрителя

Чудо маски  персонажей - характер в деталях.
Чудо маски персонажей - характер в деталях. / Андрей Кудрявцев / Омский академический театр драмы

Спектакль петрозаводского кукольного театра «Ревизор» (16+) в 2023 году был заявлен на премию «Золотая маска» в четырёх номинациях. Увы, не выиграл. Но стал заметным явлением в театральном мире.

И судя по бурным овациям омских зрителей – и по ходу спектакля, и после его завершения, это не просто действо, это - эликсир молодости. Ведь известно, что смех бодрит, зажигает, продлевает жизнь.

Органы движения

Руки-руки, ноги-ноги – жесты пальчиками, колени «вприсядку» и «в переплет», вывороты стоп... От созерцания органов движения каждого без исключения персонажа глаз не оторвать! Но это через несколько минут – после того, как получается выдохнуть от увиденных масок.

У Анны Андреевны двигалась и грудь - то кокетливо, то по-боевому. Фото: Омский академический театр драмы/ Андрей Кудрявцев

Анекдотичная история о нечистоплотных чиновниках уездного городишка, принявших заезжего хлыста за ревизора из Петербурга, определила не просто гротескные, а почти шаржевые маски.

Мощная челюсть – есть командный взор городничего Сквозняк-Дмухановского, огромная лысина с морщинами на лбу – вот грозность судьи Ляпкина-Тяпкина, глаза «в кучу» - явный трусливо-гадливый попечитель богоугодного заведения Земляника, а округлость, гладкость головки с рыжими волосиками – масляный Хлестаков (растаешь-поверишь-не ухватишь)!

Актёры внутри масок становятся ростовыми куклами (персонажами-головастиками) и застывшие на лике эмоции оживляют телом. И доводят своей пластикой до самой сути характеров персонажей. И до слез от смеха. Глядя на пластику Родиона Михно, играющего Хлестакова, казалось, что он без костей.

Жесты пальчиками, переплетенные колени вывороты стоп... От органов движения каждого персонажа глаз не оторвать
Жесты пальчиками, переплетенные колени вывороты стоп... От органов движения каждого персонажа глаз не оторвать. Фото: Омский академический театр драмы/ Андрей Кудрявцев

К слову, жене городничего, Анне Андреевне, в создании образа очень помогала… мощная грудь. Одно её движение – шарм кокетки, другое - боевой снаряд против соперницы-дочери.  

На звук и запах

Маски разномастные – малые на одну голову, на полтуловища от макушки до ног, на уровень живота, по объёму спины, на голову и руки, две на одну голову…

«Видеть партнёров в наших масках очень трудно, есть лишь небольшая прорезь, потому приходится ориентироваться на звук, – поведал перед спектаклем серьёзным голосом Родион Михно, игравший Хлестакова. И уже со смехом продолжил - И на запах, ведь в них очень жарко, потеешь от души!»

Городничий в спектакле немного не гоголевский - не обвиняет всех вокруг, а признает свою ошибку....
Городничий в спектакле немного не гоголевский - не обвиняет всех вокруг, а признает свою ошибку.... Фото: Омский академический театр драмы/ Андрей Кудрявцев

Если маска Хлестакова весит всего 1 кг., то городничему не повезло (в плане потения) в семь раз – в семикилограммовой маске он должен был бы просто сгореть внутри.

«А внутри сделали вентилятор, - поделился с улыбкой техническим секретом Олег Романов, исполнивший роль городничего. – Более сложно было не двухчасовое нахождение на сцене, а передвижение по наклонной декорации, но приноровились».

Минималистические декорации с искажёнными углами и пропорциями стали неким символом мира искажённого бытия. И усилили масочный фарс.

Своя ошибка

Олег Романов после  роли городничего получил звание заслуженного артиста Республики Карелия.
Олег Романов после роли городничего получил звание заслуженного артиста Республики Карелия. Фото: Омский академический театр драмы/ Андрей Кудрявцев

Актёры заглавных ролей – Родион Михно и Олег Романов – в унисон отмечали, что хотели показать своих персонажей человечными. Что они изначально не были абсолютно плохими, просто попали в такую ситуацию, такие обстоятельства.

И концовка истории отличается от заданной Гоголем именно этим оттенком.  Того, гоголевского, застывшего столбом с поднятыми вверх руками – с обвинением злодеев вокруг, его подставивших - не жалко: поделом ему, самому обманщику, льстецу, мздоимцу.

А этого, «карельского», упавшего на пол, жалко. Этот городничий, который и не таких мошенников обводил вокруг пальца, споткнулся на мелочи - пресловутом инкогнито, поставил всё на карту и проиграл. И понимает свою ошибку. Краски грубые и тонкие одновременно. В его жестах, фигуре, силуэте – почти ощутимая боль.

Браво Олегу Романову, который после этой роли получил звание заслуженного артиста Республики Карелия!

Глядя пластику Родиона Михно в роли Хлестакова, казалось, что он без костей
Глядя на пластику Родиона Михно в роли Хлестакова, казалось, что он без костей. Фото: Омский академический театр драмы/ Андрей Кудрявцев
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах