В Омской области реализуется проект «Культурно-образовательная среда «Своя территория», разработанный Северным драматическим театром им. М. А. Ульянова.
Проект специальный; как говорят его автор и организаторы, он направлен на формирование жизнестойкости у подростков. В одной связке работают ребята, деятели театра и психологи. Такой «триумвират» доказал свою состоятельность и из регионального события перешёл на новый уровень.
О том, как развивается «Своя территория», рассказал автор проекта, директор Северного драматического театра им. М. А. Ульянова Анджей Неупокоев.
«Своя территория» для подростков
Наталья Корнеева, omsk.aif.ru: Анджей Анатольевич, с чего начинался проект и какова его цель?
Анджей Неупокоев: Идея проекта родилась ещё в 2017 году, тогда проходил большой культурный форум в Омске. Я попытался донести до представителей из Москвы, что важно работать с подростками на уровне профессионального театра: когда они не только посмотрят спектакли о себе, но и обсудят затронутые темы вместе с психологами.
Тогда проект был воспринят негативно, но идею тесного межведомственного взаимодействия поддержали. Спасибо Т. В. Дерновой (министр образования Омской области с 2017 по 2023 гг. - Ред.) и Ю. В. Трофимову (министр культуры Омской области. - Ред.), они активно включились.
Минобразования подключило психолога Ларису Воробьёву, которая разработала уникальную технологию сопровождения этих спектаклей. У нас ребята не просто обсуждают спектакли, а создают альтернативные пути развития событий, которые приводят к неким последствиям. То есть они фактически, не наступая на жизненные грабли, могут для себя выбрать некую модель поведения в определённых обстоятельствах.
Мы пошли дальше. Ребята посмотрели спектакли, с психологом поработали, а что потом? И для них был рождён конкурс современной драматургии для подростков «Коллаборативная лаборатория».
- Какова её судьба?
- Как оказалось, она является сейчас единственной такой в российском пространстве. Создаётся коллаборативная команда, куда входят известные драматурги и режиссёры, участвуют ебята, и к ним подключаются психологи. И они пишут новое произведение, которое как раз отображает реальную картину.
То есть ребята предлагают, драматурги пишут, режиссёры ставят. В прошлом году было написано три таких пьесы. Две из них попали в шорт-листы. И одна из пьес уже востребована, её ставят несколько театров.
Напиши сочинение
- С чего всё начинается? Кто из взрослых участвует в отборах?
- Был подготовительный этап, когда ребята присылали сочинения, их оказалось около 500. Драматурги Дмитрий Данилов (Москва) и Сергей Кириенко (Омская область) отобрали лучшие из лучших. Затем драматургический этап: Евгения Алексеева (Санкт-Петербург), Игорь Витренко (Рязань), Екатерина Гузёма (Ижевск), Влада Ольховская (Минск, Беларусь), Александр Тюжин (Москва) вместе с ребятами пишут синопсисы, их читка состоялась 8 мая. Потом пишутся пьесы, в ноябре в Омске состоится фестиваль эскизных показов по произведениям.
- Какие темы затронули ребята в своих сочинениях?
- В каких-то были патриотические темы, в каких-то - проблемные вещи. Например, ЕГЭ. Большинство тем - это детско-родительские отношения, тема взросления. Ещё были сочинения о влюблённости.
- Кто подключился в этом году к проекту?
- Челябинский молодёжный театр, Свердловская область в лице нового молодёжного театра из Нижнего Тагила, Тобольский драматический театр, Саровский драматический театр из Нижегородской области, театр из города Губахи Пермского края. Из Омска участвуют два театра: городской драматический театр «Студия» Л. Ермолаевой» и ТЮЗ.
Страна одна, подростки разные
- Проблемы у подростков общие или чем-то отличаются?
- Очень разные дети в разных регионах. В каком-то регионе они сосредоточены на буллинге, в других эта проблема уже отпала, значит, в регионе приняты профилактические меры. Весьма интересен город Тобольск, где патриотическая тема присутствует в большинстве сочинений.
Хотел бы отметить один регион - Нижегородская область, закрытый город Саров. Когда живёшь, растёшь в моногороде, в котором можно остаться и получить работу, только если твои мозги - это физмат, тебе в этом городе не светит ничего. Дети там не планируют оставаться. То же самое можно сказать о Нижнем Тагиле: когда ребятам задаёшь вопрос, связывают ли они с городом свою дальнейшую судьбу, почти все говорят, что нет.
- Родители для них в этом случает не пример?
- Они пишут, что не хотят быть похожими на родителей. Но я бы отметил очень интересные моменты: даже при разрыве взаимоотношений с родителями, а об этом говорилось во многих сочинениях, ребята не попадают в асоциальную среду. В отрыве от родителей формируется некая самостоятельность.