Фрида Кало – человек с очень сложной судьбой, ставшая в итоге известной художницей, скорее всего, не благодаря, а вопреки.
Пережившая вначале полиомиелит, а затем страшную аварию, которая сказалась на всей её дальнейшей жизни (постоянное ношение корсета, невозможность иметь детей, ужасные боли в позвоночнике), она рисовала чаще всего то, что видела перед собой. А видела она себя саму, так как много времени проводила в кровати, к которой специально прикрепили зеркало…
Быть собой
Казалось бы, несчастная больная девочка, затем девушка – кому такая нужна? Но Фрида активно занимается спортом, в том числе таким мужским, как бокс, поступает в национальную школу для обучения медицине (тогда впервые начли принимать девушек, и их было чуть больше трёх десятков на 2000 парней), вступает в коммунистическую партию.
На этой почве, а ещё на почве искусства Фрида сближается известным мексиканским художником Диего Риверой, который становится её мужем, хоть и старше Фриды на 20 лет. Диего дарит ей радость любви, но вместе с тем приходит и горечь – как принять то, что муж «физически не способен» быть верным одной женщине? Он обещает Фриде, что всё это только секс, а в сердце всегда будет только она. И Фрида верит. До тех пор, пока Диего не изменяет жене с её родной сестрой.
Фрида вычёркивает мужа из своей жизни, и на своей первой персональной выставке твёрдо говорит журналистам, что она – Кало, а не Ривера, она больше не носит фамилию мужа. Однако Диего возвращается к Фриде – уже не просто прикованной к постели, а перенёсшей множество операций, с отрезанной ногой. И пусть она больше не может танцевать, как когда-то, он остаётся с ней до конца. А он очень близок – ушла из жизни художница в каких-то 47 лет.
На сцене - коротко и ёмко
Вся эта история уложилась в 1 ч. 40 мин. сценического времени в Доме актёра. Рассказала её Ольга Краскова, она и автор пьесы, и режиссёр спектакля. Ольга хорошо известна омскому зрителю – её «Нарния» шла в ТЮЗе с неизменным аншлагом, а на «Секрет Дориана Грея» в том же Доме актёра билеты надо приобретать за несколько месяцев.
Теперь и на спектакль «Непростая жизнь, огромная любовь и великий дар Фриды Кало» тоже надо покупать билеты весьма заранее – на апрель их уже нет, а на май не продана только треть зала (надо думать, что в ближайшие дни билетов уже не будет).
По задумке режиссёра, на сцене мы видим сразу три Фриды – сама героиня, а ещё Фрида Жизнь и Фрида Смерть. Все три причудливо сочетаются друг с другом – вместе поют и танцуют, вместе плачут и смеются. Собственно, ничего удивительного – на сцене всё как в жизни.
Мы не можем сказать с уверенностью, что чувствовала настоящая Фрида Кало, но не сомневаемся, что как смерть была рядом с ней все её годы, так и жизнь торжествовала – художница радовалась каждому дню. Известно, что когда после полиомиелита одна её нога стала короче другой, папа посоветовал маленькой Фриде привязать на ногу колокольчик – она так и сделала. И этот момент режиссёр подчеркнула в спектакле.
Вся жизнь перед глазами
Жанр постановки – байопик, то есть история, основанная на реальных фактах. Вся жизнь мексиканской художницы проходит перед нами, заставляя восхищаться, плакать, смеяться, одним словом – сопереживать. Безусловно, очень просто и в то же время глубоко решено сценическое оформление – нити судьбы, которые то ведут героиню, то цепляют, то отпускают в финале – всё кончено, уходи.
Хороша и монофункциональная ширма – она и кровать, они и дверь в потустороннее, она и проекционный экран, когда в конце режиссёр всё же покажет нам некоторые работы Фриды Кало. Покажет немного – так, чтобы самому захотелось найти, посмотреть, почитать. Тарский художник Иван Шатов создал декорации.
Виктория Карловски написала музыку – она одновременно и хорошо знакома, узнаваема, и далеко уводит вглубь тысячелетий, как индейские корни самой Фриды.
То, что можно спеть и сыграть, исполняет команда Мариаче под руководством Олега Беркова. Помимо него это ещё Леонид Калмыков, Кирилл Тарманов и Тимур Муллин.
Светом заведуют Grifon Fate и Алексей Астафуров, звукорежиссёр Павел Астафуров, помощник режиссёра Павел Усов.
Три Фриды это:
- Фрида Кало - Надежда Московец
- Фрида Жизнь - Алина Заулицкая
- Фрида Смерть - Лиза Бороздина
Супруг всех этих дам Диего Ривера - заслуженный артист России Александр Гончарук. Кстати, есть ещё кукла Диего – тоже заслуживает всяческих похвал как идея, так и её воплощение. Наставник, друг, слегка позёр и совсем не слегка ловелас – всё это Диего. Гончарук нарочито «уплощает» своего героя, рисует его грубыми мазками и вставляет собственные реплики из серии «Жрать хочу». И лишь в конце, когда Диего возвращается к уже прикованной к постели Фриде, зритель видит в нём настоящее чувство, которое не испугать отрезанной ногой.
Сама Фрида – Надежда Московец – как будто сошла с картин Кало. Понятно, что над внешним сходством (не портретным, а образным) трудились гримёры. Но тут явно сходство внутреннее, душевное, духовное – режиссёр с актрисой не прогадала.
Также в ролях:
- Гуадалупе Ривера (бывшая супруга Диего) - Мария Макушева
- Кристина (сестра Фриды) - Анна Симоненко
- Журналисты - Андрей Мадинский Владимир Смирнов
Критик - Никита Кирьянов
Большой Диего - Петр Шеманаев
В эпизодах:
- Дарья Маркова
- Дарья Лугович
- Дарья Живило
- Мария Скворцова
- Илья Костин
- Никита Лукьянов
- Анастасия Вылегжанина
16+