На очередном 105-м «Культурном завтраке» в ресторане «Где же кролик?» рассказали о предстоящей премьере в Пятом театре. Спектакль-вербатим, то есть практически документальный, состоящий из реальных историй реальных людей – вот что такое «Омск. Люди», премьера которого состоится 17,18, 19 марта.
Спектакль-документ
«Вербатим» - это технология документального театра, в основе которой лежит интервью с героем, реальным человеком. Её изобрели в Англии в прошлом 20-м веке: там начали ставить первые спектакли, в которых актеры воспроизводили живую, то есть необработанную художественно, прямую речь.
У нас вербатим ставит спектакль московский режиссёр Алексей Размахов, который вот уже в третий раз приезжает в Омск вместе с драматургом Юлией Поспеловой (и поэтому это не совсем документализм, ведь драматург всё же перерабатывала материал).
Поначалу актёры театра, которым понравилась идея такой постановки, пошли за историями, как говорится, в народ. Люди, отдающие свои истории, называются на театральном языке донорами – ведь они тоже делятся, пусть не в прямом смысле кровью, но, можно сказать, кровью своей души, своей памяти, своим личным и сокровенным.
Когда несколько десятков героев и их историй были набраны, начался: спектакль, состоящий, по сути, только из монологов, не так чтобы очень привлекателен для зрителя, поэтому надо взять самые яркие, из которых в итоге, как бы странно это ни звучало, сложится… Омск. То есть, по сути, город состоит из людей, и история каждого конкретного омича складывается в представление о нашем городе.
Как находили героев
Среди героев спектакля – вахтёр и гардеробщица, молодые люди, которые ссорятся и то ли расстаются, то ли нет, певец, которого хорошо знают многие омичи и газетчик, которого также наверняка знает как минимум половина города. Но из ярких и узнаваемых сразу же индивидуумов – пожалуй, именно газетчик. Остальные тоже узнаваемы, но как люди, которые живут рядом с нами – может, в соседней квартире, может, в соседнем доме, но мы их точно видели.
Анна Сотникова вместе с Дмитрием Исаенко играют ту самую пару, которая поругалась. Девушка ждала встречу в кафе, и вдруг вошли те двое, в которых актриса сразу увидела героев спектакля. «Мы сразу поняли, что это те, кто нам нужен», - рассказывает Анна. Кстати, эта история была в спектакле с самого первого приезда режиссёра и так в нём и осталась – потому что искренняя и настоящая.
«Город – это люди, которые его наполняют, живут в нем, то тепло, добро, беды, с которыми они сталкиваются, сомнения при переезде. Это человеческая история про «маленьких людей», вглядывания друг в друга», - дополняет режиссёр.
«Мы не делаем точную копию персонажей, один в один, - считает актёр Станислав Горенбахер. - У нас художественное восприятие. Важно, как история персонажа проходит через актёра, как он преподносит её людям. Но мы точно воспроизводим текст интервью, каждое слово, каждую оговорочку».
И даже кукольный театр
Так как историй было очень много, то во время каждого приезда режиссёра что-то отсевалось, что-то новое привносилось. На данный момент это 15 историй, но режиссёр не исключает, что к премьере это число может и измениться. 13 уже совершенно точно останется, но, возможно, будут и все 15.
Повторимся: так как по сути этот спектакль состоит из монологов (и немного диалогов), режиссёру приходится как-то обыгрывать каждую историю, отделять одну от другой не только сменой актёра, но и другими средствами. И потому здесь будут смешаны разные жанры: кукольный театр и театр художника, видеопроекции, музыкальный театр, реализм. Также в спектакле используются песни на стихи Роберта Рождественского.
Мечта режиссёра – чтобы после премьеры спектакль менялся: может быть, что-то зрителю не зайдёт, придётся менять историю на другую (благо, их в запасе ещё множество), может, придётся менять выразительные средства. В общем, как говорит Алексей Размахов: его мечта - чтобы спектакль жил и развивался дальше.
«Для меня самым большим подарком будет, если люди выйдут после спектакля в город и начнут вглядываться в других людей. Потому что за каждым из нас есть та или иная история, - поделился режиссёр Алексей Размахов. - Я надеюсь, что зрители, посмотрев эту историю, поймут что-то про других и про себя. Они ведь тоже носители сегодняшней истории».
12+