Пьесу Михаила Булгакова «Кабала святош» знает, наверное, каждый образованный человек. Драматург написал её в 1929 году, её пытались поставить во МХАТе, но пьесу то исправляли, то запрещали.
В конце концов спектакль с изменённым названием всё-таки вышел в 1936 году. Премьера состоялась 16 февраля (символично, так как 17 февраля – день смерти Мольера, и этот день присутствует в пьесе), но уже в марте он был запрещён. Цензоры нашли в нём то, что, в общем-то, трудно не найти – власть тирана, которому вынужден подчиняться талант, чтобы выжить. Понятно, что такой спектакль был признан реакционным и снят.
Пьеса разложилась на труппу
Излишне говорить, что, когда произошла «отмена отмены» Булгакова, его творчество стало невероятно востребованным. В том числе, разумеется, и такая знаковая вещь, как «Кабала святош». Ставили и ставят пьесу и в столичных, и в омских театрах. Но спектакль в Лицейском точно не стал ещё одним, рядовым и проходным. И режиссёр, и актёры очень точно показали и личную драму Жана-Батиста Поклена де Мольера, и муки творческого человека, вынужденного писать панегирики в честь короля Франции.
Премьера спектакля «Кабала святош» в Лицейском театре
Премьера спектакля «Кабала святош» в Лицейском театре
Но есть главные роли, которые в каждом спектакле будет исполнять один и тот же артист. Это сам Мольер (невероятно убедителен в этой роли Николай Пушкарёв). Прекрасно воплотил настоящего злодея и интригана Шаррона Иван Пермяков, он также единственный в обоих составах. Король, «Солнце Франции», Людовик Великий – конечно, это Евгений Точилов. Собственно говоря, практически все мужские роли, за исключением тушильщика свечей и несчастного слуги Мольера Бутона, исполняют одни и те же актёры.
С главными женскими героинями - Мадленой и Армандой Бежар – не так: их играют по две девушки, и почти наверняка спектакли будут отличаться друг от друга, ведь каждая из них привносит в постановку свою энергетику и собственное видение этой роли.
Отдельной удачей режиссёра, который также является художником-постановщиком спектакля, являются сценография и костюмы. Небольшая сцена Лицейского вмещает всех персонажей и все слои величия – король всегда выше. Очень точно, глубинно и красиво решена сцена исповеди и смерти Мадлены.
Костюмы же – органичная стилизация, как и занавес из огромного количества рубашек. Он просто полноправный участник как спектаклей самого господина Мольера, так и постановки Осипова. Костюмы, грим, котурны – всё вроде бы из разных эпох и театров, но всё органично складывается в единый ансамбль.
Сдача и премьера
Сдача омского спектакля в Лицейском театре (вспомним МХАТ) состоялась 17 февраля, в день смерти Мольера. И потому артисты не вышли на поклон; отдавая дань памяти великому драматургу, не стали вызывать аплодисменты, которых они, безусловно, достойны.
Официальная премьера «Кабалы святош» - 18 и 19 февраля (чтобы зрители смогли увидеть оба состава). К счастью, сегодня нет цензуры, и поэтому у спектакля, вышедшего в один день с первой постановкой во МХАТе, наверняка будет лучшая судьба.
И да, конечно, все билеты на премьеру давно проданы, но в конце марта «Кабала святош» в Лицейском театре будет показана трижды. Так что у зрителей ещё есть шанс на приобретение билетов.
Действующие лица и исполнители
- Мольер - Николай Пушкарёв
- Мадлена Бежар - Дарья Мегдан, Дарья Оклей
- Арманда Бежар - Светлана Позднякова, Фариза Баткина
- Мариэтта Риваль - Анастасия Максименко
- Лагранж - Евгений Трубкин
- Муаррон - Валентин Рудяк
- Бутон - Маис Керимов, Семен Полторанин
- Людовик ХIV - Евгений Точилов
- Маркиз д'Орсиньи - Станислав Величко
- Шаррон - Иван Пермяков
- Справедливый сапожник - Евгений Хохлов
- Шарлатан с клавесином - Иван Мельников
- Отец Варфоломей - Иван Мельников
- Брат Сила, Брат Верность - Игорь Майоров
18+