Михаил Булгаков и Жан-Батист Поклен, известный всему миру благодаря своему сценическому псевдониму как Мольер – эти два автора всегда были интересны актёру Лицейского театра и без пяти минут дипломированному режиссёру Алексею Осипову.
Когда осенью 2022 года перед Алексеем встал вопрос, какой спектакль выбрать в качестве дипломного, будущий режиссёр думал именно о пьесах этих авторов. Надо отметить, что в Лицейском есть спектакль и по Булгакову («Зойкина квартира»), и по Мольеру («Шалый»). Теперь будет ещё один, где оба этих великих литератора соединились.
Об этом на «Культурном завтраке» в ресторане «Где же кролик?» рассказал сам Алексей и актёры Лицейского театра.
Разложилась на труппу
«Мне хотелось, чтобы это было что-то фундаментальное, что-то значимое для меня и для театра. При этом пьеса должна была разложиться на труппу Лицейского», - рассказал Осипов.
Под это прекрасно подошла «Кабала святош»: во-первых, это пьеса, то есть не надо перекладывать на язык сцены литературный материал; во-вторых, это произведение Булгакова о Мольере, но не том, о котором все знают, то есть о драматурге, а об актёре и его театре.
«Сам Мольер считал себя актёром, - рассказал Осипов. – Пьесы он писал вынужденно, чтобы его труппе было что ставить. И жизнь Мольера кардинально отличалась от его пьес. Она была совсем другой».
Спектакль «Кабала святош» - это про актёра знаменитого во всем мире театра, ныне известного как «Комеди Франсез». Это единственный во Франции репертуарный театр, который ещё называют «Домом Мольера», поскольку во дворце Пале-Рояль выступала его труппа.
Единственный исполнитель
Актёр Лицейского Николай Пушкарёв играет Мольера. И хотя в спектакле будет задействовано два состава, Пушкарёв - Мольер единственный. Как говорит, хитро улыбаясь, сам актёр, - в силу того, что в труппе больше нет возрастных актёров. Но все мы знаем немало ролей, когда молодые играют возрастных, и наоборот. Наверное, всё же дело в выборе режиссёра, который увидел в Пушкарёве «того самого» Мольера.
Николай Пушкарёв признался, что ему интересна была и роль, и работа с Осиповым-режиссёром.
«Я лицедей, и играю лицедея, - рассказал Николай Пушкарёв. – Мне интересно лицедейство само по себе, ибо никогда не знаешь, куда оно приведёт».
Роль Арманды Бежар режиссёр отдал Фаризе Баткиной – актрисе многогранной и разноплановой (в другом составе Арманду играет Светлана Позднякова).
«То, что происходит со мной в «Кабале святош» - это мой творческий и человеческий рост. Благодарна режиссёру за то, что он раскрывает во мне новые грани, ставит меня туда, где мне нужно быть», - говорит актриса.
Фариза рассказывает: раскрыла для себя Арманду после того, как увидела на сцене вторую исполнительницу той же роли Светлану Позднякову. И тут поняла, что не надо сдерживать себя – напротив, надо всё выплёскивать.
«Я играю актрису, состоящую в труппе господина Мольера, женщину с актёрской природой, и в этом уже кроются ответы на многие вопросы. Моя героиня влюбчивая, открытая, капризная, сентиментальная», - поделилась Баткина.
В постановке «Кабалы святош» Алексей Осипов выступает отнюдь не только как режиссёр – он тут и художник по костюмам, и художник-оформитель. Сам Алексей сообщил – он должен был показать всё, чему научился в «Щуке» за шесть лет.
Удобные котурны
Так, например, в спектакле можно будет увидеть древнеримскую театральную обувь - котурны, это такие сандалии на деревянной подошве, которые актёры в театре использовали, играя богов в древнегреческих трагедиях. Боги должны быть выше человека – вот главное предназначение необычной для XXI века обуви.
«Самым сложным оказалось сделать в Омске котурны – о них мало кто знает и никто не занимается изготовлением, - рассказал Осипов. - Колодки вытачивала одна компания, в театре их проклеивали, потом искали специальных людей, которые сделают правильную шнуровку».
А Фариза Баткина тут же дополнила, что котурны оказались очень удобными и в них не сложно ходить по сцене.
Костюмы тоже будут необычными и не принадлежащими какой-либо эпохе. Так, ткань выжигали марганцовкой, поэтому оттенки одежды всех героев будут разниться. Вместо кружева использовали марлю, которую присобрали в виде жабо. А ещё театр попросил зрителей принести мужские рубашки: набралось больше сотни, к каждой из них пришили «кружевные» манжеты и жабо, а из всех вместе сшили… занавес труппы театра господина Мольера.
Музыку для спектакля написал композитор Сергей Шичкин. А ещё режиссёр позволил себе в нить булгаковского повествования о Мольере вплести два больших стихотворных фрагмента: автор одного из них Франсуа Вийон, а второй написала педагог Осипова - уже ушедшая из жизни Лариса Меерсон. Таким образом, первый мастер нового омского режиссёра как будто с ним вместе ставила этот спектакль.
Интересно, что сдача спектакля запланирована на 17 февраля: день смерти Мольера. Премьерные показы пройдут в Лицейском театре 18 и 19 февраля.
18+