Выбор режиссёра можно назвать закономерным: Бубень известен как очень музыкальный режиссер, он не только ставит оперы и мюзиклы в различных польских театрах, но и уделяет большое внимание музыке в своих драматических спектаклях, сотрудничает с композиторами Петром Салабером и Виталием Истоминым.
Неотёсанный Моцарт
Новый спектакль режиссера на омской сцене – история о великом композиторе Моцарте, рассказанная его «убийцей» Сальери. Антонио Сальери (Михаил Окунев) предстает перед зрителем дряхлым, немощным стариком, который оживает, обретает силу и мощь в воспоминаниях о соперничестве двух композиторов: придворного титулованного Сальери и молодого, гениального и неотесанного Моцарта.
У Михаила Окунева нелегкая задача: быть не только главным действующим лицом, но и рассказчиком в длинном, более чем трёхчасовом спектакле. Сальери герой множества сольных повествовательных сцен, и поэтому исполнитель именно этой роли во многом становится залогом успеха спектакля. Премьеру Омской драмы Михаилу Окуневу под силу удерживать внимание аудитории даже в самых продолжительных статичных мизансценах.
Моцарт же (Игорь Костин) полная противоположность идеального дворянина Сальери. В представлении режиссера Моцарт «непристойный ребенок»: неотесанный деревенщина, инфантильная личность, раскрашенная в самые яркие цвета (комзолы Моцарта пестрят яркими цветами и пятнами). Моцарт по-детски хохочет по поводу и без, неуклюже подтягивает штаны, откровенно пристает к своей невесте Констанции (Кристина Лапшина). Моцарта слишком много, он громок, нескромен и назойлив. Вызывающий способ существования этого персонажа вполне оправдывает и объясняет раздражение Сальери.
Хоть в названии спектакля и звучит имя Амадея, эта история все-таки про Антонио Сальери. Герой и драматургом, и режиссёром, и актёром изображен глубоко, многогранно, его мотивы и поступки оправданы, а характер развивается. Чего не сказать о Моцарте. Игорь Костин берёт одну ноту и играет только ее. Лишь ближе к финалу спектакля, когда Амадей становится умирающим больным человеком, краски и энергия актёрской подачи Игоря Костина немного меркнут…
Слаженный ансамбль
Отдельный персонаж спектакля – двор австрийского императора Иосифа II. Самого императора с блеском воплощает Владислав Пузырников, яркая внешность героя рифмуется с утрированными королевскими чертами: Иосиф слишком элегантен, слишком жеманен, слишком категоричен – и все эти черты «на грани» создают персонажа ироничного, смешного и прекрасного одновременно. А вот придворные Иосифа составляют слаженный, продуманный до малейшего движения ансамбль – каждому герою режиссер даёт пластическую характеристику, многократно повторяя простые движения, придворные сливаются в единую картину, почти балетную.
Яркое пятно спектакля – вентичелли, помощники Сальери, вестники сплетен (Егор Уланов, Анна Ходюн). Они почти бесполые существа, мягкие, податливые, льнут к своему хозяину, нашептывают ему новости, разносят слухи.
В актерское пластическое повествование аккуратно вплетаются и постоянные перемены мобильных декораций, которые разработал Олег Головко: трёх башен с дверями-арками, из которых составляются и городские улицы, и императорские дворцы, и театры.
«Амадей» сочинен и «продирижирован» Анджеем Бубенем филигранно. Мастерство режиссёра вступает в равноценный дуэт с мастерством труппы омской драмы. О спектакле можно сказать коротко: Амадей – это гармония – и ансамблевая, и визуальная, и, конечно же, музыкальная. В гармонии здесь произведения Моцарта, Сальери и молодого театрального композитора Глеба Колядина, который специально сочинил музыку к омской постановке.
«Я был потрясен, когда мы с Глебом Колядиным готовились к постановке: оказалось, что Моцарт самый переработанный композитор в мире! Чего люди только не вытворяли с Моцартом!» – признаётся режиссёр спектакля Анджей Бубень.
Теперь же любой зритель сможет оценить вариации на тему жизни и смерти Вольфганга Амадея в Омском театре драмы.