«Отцов и детей», казалось бы, знает каждый. Да и в театре постановками Тургенева никого не удивить: режиссёры соревнуются в хронометраже спектаклей, пока взмыленные актёры бродят средь пыльных декораций.
Но всё это не про «Отцов и детей» Людмилы Исмайловой. В материале omsk.aif.ru – подробнее о том, каким получился спектакль.
Отбросить лишнее
Первое, о чём предупредила главный режиссёр Русского драматического театра Стерлитамака Любовь Исмайлова - в этом спектакле не будет никакой привязки к историческим событиям. Конечно, это не самовольный пересказ классического произведения - наполненность не меняется, изменилась лишь подача.
Режиссёр выбросила из сюжета крестьянский вопрос, забыла трактовку школьных учебников по литературе, оставив лишь всеобъемлющую любовь и нигилизм Базарова. Однако Базаров в новом прочтении не революционер-первопроходец, а глубоко несчастный и одинокий человек, который сам усиливает свою отчуждённость от всего чувственного. Иными словами, зритель погружается в пучину переживаний и страстей героев.
Мир иллюзий
Художник Альберт Нестеров превратил сцену «Пятого театра» в невероятной красоты цветник, где распустились сирень, пышные пионы, лаванда и берёзы. Но красота эта словно замурована в оранжерее: живые цветы томятся под толщей стекла, как подопытные зверушки Базарова, забальзамированные в банках.
Стеклянные декорации отражают лучи прожекторов, что создаёт уникальную игру света и теней на сцене. Место действия не похоже на реальность. Может быть это сон или предсмертный бред главного героя?
Имение Кирсановых - дивный сад, в котором благоухание садовых трав и кустарников переплетается с птичьими трелями. Все здешние персонажи в белом, вокруг них - любовь и идиллия. Любовью дышат все: Николай Кирсанов (Борис Косицын) в смешных шортах и гольфах, Фенечка (Алина Синогина), слуги (Елена Заиграева и Вячеслав Болдырев), даже аристократ-денди Павел Петрович (Сергей Худобенко) не выбивается из общей картины.
Привычный уклад нарушается с приездом молодых бунтарей-нигилистов Евгения Базарова (Дмитрий Исаенко) и Аркадия Кирсанова (Егор Лябакин). Оба в чёрных байроновских пальто, со взлохмаченными шевелюрами, тотчас противопоставляют себя «отцам»: «Главное, что дважды два - четыре. Остальное не важно». Да и материя полезнее поэзии, считает Базаров, а за ним повторяет Кирсанов. Но со временем Аркадий «вытравит» из себя Базарова, облачившись в белое, и признает силу любви.
Свою минуту славы получила и фриковатая пара модника Ситникова (Станислав Горенбахер) и нарочито выпяченной «эмансипэ» Кукшиной (Александра Урдуханова). Эти двое чудаков, опьянённых шампанским и общественным вниманием, фривольно танцуют под взглядами Базарова и Кирсанова, попутно выясняя отношения.
Но всё внимание Базарова приковано к холодной красавице Анне Одинцовой (Мария Долганёва). Как богиня, она спускает к людям в откровенном блестящем платье и головном уборе из цветов. В конце концов Одинцова станет спасением и испытанием для души главного героя. Но Евгений, не сумев пересилить себя, продолжит отмахиваться от чувств, как от надоедливой мухи. Только на смертном одре Базаров сможет признаться самому себе и принять любовь. Слишком отчаянно он избегал рая, так и не успев попасть в него.
Спасение в любви
«Отцы и дети» Ивана Тургенева обычно толкуются как противопоставление разных поколений. Но это, по словам Любови Исмайловой, не главная идея.
«Каждый человек проходит свой путь - от детей до отцов. Он находит себе пару, у него появляются дети, он должен вырастить ребёнка и отпустить. И с точки зрения мироздания, между отцами и детьми такие мелкие противоречия по сравнению с жизнью, по сравнению с тем, что Базаров умрёт через три дня. Всё остальное - так мелко! И, когда у тебя смерть стоит рядом, совсем уже неважно, что ты там отрицаешь. Я её отрицаю, а она всё равно приходит. Потому что на самом деле нельзя отрицать ничего по-настоящему большое», - такое определение дала главный режиссёр.
16+