Жизнь театрального режиссёра Анны Козловской полна спектаклей, репетиций, фестивалей и непрекращающегося творческого поиска, вдохновения и идей.
Учёба в Омском госуниверситете, игра на сцене - всё это закономерно привело к созданию любительского театра «ШуМиМ», который в 2022 году отмечает уже довольно серьёзный юбилей - 25 лет. У Анны Козловской корреспондент omsk.aif.ru узнал, как удалось сохранить и приумножить коллектив, насколько большое значение в театре играет эксперимент и как творческие объединения реагируют на различные потрясения, происходящие в обществе.
Соскучиться по спектаклям
Юлия Истомина, omsk.aif.ru: Совсем недавно ваш театр «ШуМиМ» отметил 25-летие. Далеко не каждый любительский театр может этим похвастать… Как считаете, в чём успех?
Анна Козловская: Срок действительно можно назвать большим, ведь часто любительский театр - это просто какая-то ступенька, прежде всего для режиссёра, который со временем уходит в профессиональный театр.
Передо мной тоже стоял выбор - уходить или остаться, но в итоге я смогла совместить любительский и профессиональный театр. Внутри коллектива «ШуМиМ» мы стремимся двигаться в сторону профессионализма. Но все мои артисты первую половину дня учатся или работают, а уже к вечеру приходят на репетиции и играют спектакли. Возможно, этот момент тоже продлевает творческую жизнь.
- В итоге не происходит выгорания?
- Мы занимаемся любимым делом, оно не переходит в рутинную работу, когда хочешь не хочешь, а делать нужно. Мы успеваем соскучиться по спектаклям и тренингам.
В любительском театре больше воздуха, свободы и меньше давления репертуара, ведь мы формируем его и сочиняем сами. На нашей базе существует несколько театров - «ШуМиМ», «КС» и «Каруселька». Осенью мы выбираем, что будем играть до Нового года, а после новогодних праздников подбираем репертуар для весеннего театрального сезона.
Место, в котором живёт наш театр - Государственный дворец народного творчества (Дворец им. А.М. Малунцева), тоже играет большую роль, здесь всегда были театральные коллективы: Театр поэзии Любови Ермолаевой, «Группа характеров» Юрия Шишковского, и теперь мы, его ученики, продолжаем развивать свои театры. Получается непрерывная преемственность.
- Сколько человек занимаются в «ШуМиМ»?
- Сейчас у нас две возрастные группы - подростки и люди старше, всего около 30 человек. Набор проходит каждый год, но попасть в коллектив не так просто. На прослушивании я всегда спрашиваю ребят, зачем им театр, чего они ждут от него. И ответы поступают серьёзные - не просто выступать и получить свою минуту славы на сцене, но и развиваться, заниматься самовоспитанием.
- Сегодня многие независимые проекты закрываются и распускают свои труппы. Как вы считаете, почему это происходит? Больше ли сложностей у независимых театров?
- Для меня независимый театр - это очень сложно, поэтому и продолжаю работать в любительском - в Государственном центре народного творчества, на бюджете большого учреждения.
Например, чтобы сохранять своё помещение, а это чаще всего аренда, на которую уходит половина средств, ребята из независимого театра вынуждены много играть, вести большое количество платных групп и бесконечно придумывать какие-то проекты. Получается, играешь, чтобы выжить.
Но и плюсов у независимых театров достаточно. Вообще, когда есть команда, которая верит своему режиссёру, а режиссёр не подводит и не ведёт в какие-то воздушные замки, даёт ребятам то, что обещал, позволяет реализоваться, это вдохновляет. В итоге можно горы свернуть.
«Нельзя разрушать семью»
- Вы с младшей сестрой учились вместе? Никогда не было соревнования друг с другом или, наоборот, это помогало «штурмовать» театральный институт?
- У нас с Натальей много схожего, одинаковые ценности, одна школа, мы вместе были в «Группе характеров» у Юрия Шишковского, вместе поехали в Москву, поступили в Театральный институт имени Бориса Щукина на курс Михаила Борисова, несмотря на то что все говорили, что парочки туда не берут. Ни супружеские, ни родственные. Но Михаил Борисович сказал: «Нельзя разрушать семью!»
Курс у нас был уникальный. Михаилу Борисовичу удавалось создавать дружескую атмосферу, сплачивая всех. Он радел за то, чтобы мы, щукинцы, всегда помогали друг другу. Поэтому никакой конкуренции ни с сестрой, ни на курсе не было. Мы учились на заочном, приезжали в Москву на полтора месяца и 24 часа «вкруговую» занимались.
«Щукинская» история много дала и нашим артистам: через нас они получают верное направление в театральной жизни.
- А почему у вас с сестрой у каждой свой театр? Нравятся разные направления?
- Наверное, чтобы не мешать друг другу. Это как в детстве: у каждой свой шкафчик, свои игрушки. Мы можем, конечно, дать друг другу ими поиграть, но я прекрасно знаю, что Мальвина - это Наташина кукла.
У каждого режиссёра свой почерк. С одной стороны, это замечательно и узнаваемо, но с другой - важно, чтобы постановки из-за этого не становились скучными и предсказуемыми.
Хотя я могу точно сказать, что Наташа - самый надёжный человек, выручит меня в любой момент. У нас есть и совместные проекты: фестиваль «Неделя экспериментального театра», в Курганском драматическом театре мы вместе на протяжении семи лет ставим спектакли. А театры «ШуМиМ» и «КС» - индивидуальные проекты. Мы можем на своих территориях хозяйничать, но случись что - встанем спина к спине.
Отражение времени
- Насколько важен в театре эксперимент?
- Много лет назад мы назвали свой фестиваль «Неделя экспериментального театра», каждый год отвечаем на подобные вопросы и понимаем, что любой театр в какой-то степени экспериментален, природа эксперимента присутствует в любом творчестве.
У каждого режиссёра свой почерк. С одной стороны, это замечательно и узнаваемо, но с другой - важно, чтобы постановки из-за этого не становились скучными и предсказуемыми: слова другие, а принцип тот же.
Творческая природа сопротивляется однообразию, тогда начинается поиск, чтобы снова стало интересно и тебе как творцу, и артистам, и зрителям. На эксперименты идёт любой коллектив, который хочет развиваться, понимает, что разумный риск просто необходим, чтобы внутри всё встряхнулось и осело на новые места.
- Последние несколько лет выдались беспокойными. Сложнее ли в моменты потрясений работать для зрителя?
- С 2020 года мы все находимся в зоне турбулентности. Нам, кстати, в 2020-м повезло проскочить со своим фестивалем: то нельзя было камерные формы играть, то на улице собираться. Образовалось окно между всеми этими ограничениями, и мы провели Неделю экспериментального театра.
Была горячая атмосфера, ребята на мастер-классах работали, друг друга поддерживали, спектакли прошли с аншлагом. Да, мы обрызгивались с ног до головы антисептиками, но нам было важно прикоснуться к искусству. А потом всё закрылось, полгода не было никаких фестивалей.
Грустно, когда видишь вроде бы профессиональную работу, всё в ней, казалось бы, хорошо, а она не трогает, и потом думаешь: почему так произошло?
Но фестиваль, проведённый в сложное время, нас закалил. И сейчас, когда начались перемены и некоторые театры не смогли к нам приехать, мы без паники начали перекраивать программу и вносить изменения. И зритель реагирует не хуже, чем в любое другое время.
- А в репертуаре подобные темы как-то отображаются? Тот же коронавирус?
- У нас родился пластический спектакль, некая рефлексия на тему пандемии, «Колесо № 3». Это совместная работа театров «ШуМиМ» и «КС».
Периодически с человечеством случались масштабные события, которые захлёстывали почти весь земной шар. Мы взяли три вехи, три испытания - всемирный потоп, средневековую чуму и эпидемию коронавируса. Колесо катится, но движется вперёд, и в результате понимаешь, что и это тоже пройдёт. Конечно, хотелось бы, чтобы все это пережили, ведь самое страшное - потери, которые возникают, пока это колесо крутится.
С этим спектаклем мы представляли Россию на международном онлайн-фестивале, который проводила театральная организация AITA.
- Сегодня существуют тысячи постановок в разных жанрах, на разные темы, но иногда они не трогают, не вызывают никаких эмоций. Как вы думаете, почему так происходит?
- Любой жанр хорош, кроме скучного. Грустно, когда видишь вроде бы профессиональную работу, всё в ней, казалось бы, хорошо, а она не трогает, и потом думаешь: почему так произошло? Может быть, я как-то слишком предвзято смотрела спектакль?
Возможно, там профессионализм без души… Потому что когда артист работает со зрителем как с партнёром - возникает диалог. В партнёра нужно вкладываться, тогда и скучно не будет.