В конце октября Омск посетила вдова известного российского и советского композитора Микаэла Таривердиева. Её приезд не был случайным – поводом для него стала премьера оперы мэтра «Граф Калиостро», которая проходила в омском Музыкальном театре. О том, какие впечатления остались у Веры Таривердиевой после двухдневного просмотра спектаклей, читайте в материале aif.omsk.ru.
Живой и цельный
Сама опера «Граф Калиостро» имеет удивительную сценическую судьбу. Созданная Таривердиевым в соавторстве с драматургом Кемарским она в течение почти тридцати лет шла на сцене Камерного театра Покровского в Москве – с 1983 по 2011 год.
Однако, после столь долгой и успешной сценической жизни, больше не ставилась нигде. Омский Музыкальный стал вторым театром, который обратился к данному оперному материалу.
По мнению Веры Таривердиевой, оперу в других театрах могли не ставить из-за страха перед «идеальной постановкой Покровского». К тому же, она содержит сложнейшие музыкальные партии, нуждается в разыгрывании и требует участия многих исполнителей. В отличие, например, от монооперы «Ожидание» - одной из самых популярных в творческой биографии Микаэла Леоновича.
Идея воплотить «Графа Калиостро» на омской сцене пришла режиссеру Музыкального театра Александру Лебедеву после находки главного дирижёра. Юрий Соснин обнаружил в библиотеке театра ноты «Калиостро», которые были присланы ещё в советское время. Этой весной труппа театра и оркестр начали работу над её постановкой. Впервые омский зритель увидел оперу ещё в июле этого года. 26 и 27 октября состоялись премьерные показы, которые посетила и Вера Таривердиева.
Она отметила, что спектакль получился живым и цельным. «Сама постановка связана кровными узами с постановкой Покровского. Его идеи, которые нашли осуществление на сцене камерного театра, здесь тоже присутствуют», - поделилась Вера Гориславовна. Однако, по словам музыковеда и главы фонда Таривердиева, любая постановка требует «обкатывания», то есть регулярного проката, чтобы «всё встало на свои места». Вера Гориславовна выразила надежду, что спектакль сохранится в репертуаре театра и будет востребованным. Как сообщили в пресс-службе Музыкального театра, омский зритель увидит постановку порядка 10 раз в этом сезоне.
С интимными интонациями
Комическая опера «Граф Калиостро» затрагивает вечные темы человеческой жизни: безответную любовь, желания, выбор и несбыточные надежды. Главный герой Алексей Федяшев, живущий в советское время, влюбляется в портрет Прасковьи Петровны, дамы XVIII века. Обезумевший от чувств, он мечтает оживить её, и тут – как по волшебству – появляется загадочный Калиостро, который осуществляет желание молодого учёного. Но сделает ли это счастливым Алексея? Не сыграет ли это с ним злую шутку? Над этими вопросами подумает омский зритель.
Микаэл Таривердиев создал глубокое и изящное произведение. «Музыка в опере возвышенная, она поднимает бытовые ситуации до высоких чувств, но без пафоса, очень естественно. Вообще Таривердиев был камерным композитором, а в его музыке всегда звучали «интимные интонации». Не зря художественный руководитель театра Александр Лебедев сохранил камерность постановки", - рассказывает Вера Гориславовна.
Громкое наследие
Таривердиев известен прежде всего как кинокомпозитор, он автор музыки к 132 фильмам. Среди них всем известные «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы», «Судьба Резидента». Но писал он и оперную, и симфоническую, и органную музыку, а также балеты.
«Музыка приходила к нему свыше, - вспоминает вдова композитора. - Так, например, он мог заснуть с мыслями, что ничего не напишет, но на утро просыпался с готовой композиций. Он играл произведение от и до, и только через некоторое время садился за стол и по памяти создавал партитуру».
Сам Микаэл Леонович мечтал, чтобы чаще звучала его органная музыка, а не популярные мелодии к кинофильмам. Именно с этой целью Вера Гориславовна создала фонд имени Микаэла Таривердиева, который с 1999 года проводит международный конкурс органистов в Калининграде. Раз в два года конкурсанты исполняют произведения Таривердиева, написанные для органа.
Кстати, Вера Таривердиева побывала и в Омской филармонии. От имени фонда она предложила организовать концерт симфонического оркестра из произведений Микаэла Леоновича. По её словам, сроки пока не уточнялись, но о сотрудничестве уже удалось договориться.
12+