Сегодня можно говорить о возвращении культуры театров-студий - площадок, где актёры и зрители могут экспериментировать, создавать свою среду и чувствовать себя более свободно.
Одно из таких творческих пространств, молодёжный театр «Третий круг», находится на втором этаже здания в Советском парке: афиша со спектаклями на входе, камерная обстановка, волшебное фойе - всё здесь буквально окружает теплом и уютом. Создала его ещё в 1999 году Флора Бабаджанян, у которой мы и решили узнать о приходе в театральную профессию, сложностях в постановке детских и взрослых спектаклей, а также жизни в творческой семье.
Мужская профессия
Юлия Истомина, omsk.aif.ru: Флора, расскажите, как в вашей жизни появился театр?
Флора Бабаджанян: Я с детства любила быть в центре внимания. С шести лет занималась акробатикой, посещала занятия в школе индийской культуры. И когда приезжала к родным в Грузию, устраивала для них представления на улице. Соседские бабушки и дети собирались на это посмотреть.
А однажды, в период школьной отработки (раньше была такая прекрасная традиция - копать картошку и работать возле школы на участке) меня отправили в детский клуб, который находился в активном поиске творческих людей. Мне на тот момент было всего 11-12 лет. Вот тогда-то всё у меня и началось. Я набрала первую команду ребят всего на несколько лет младше меня, и вместе мы начали проводить различные мероприятия.
Но окончательно моя судьба решилась уже в колледже, где я встретила мастера - Юрия Юрьевича Шушковского. Он круто поменял мою жизнь и отношение к сцене. Уже встал настоящий выбор - буду ли я заниматься этой достаточно мужской профессией или нет.
- А почему режиссёр - мужская профессия?
- На мой взгляд, режиссёр - однозначно мужская профессия. Здесь нужно быть человеком с «холодным носом» - сочетание внутреннего неравнодушия и внешнего спокойствия. У меня же внутри бурлит и кипит - и снаружи то же самое, а по-хорошему ты должен уметь находить баланс во всём этом.
Я сейчас не про женскую и мужскую режиссуру… Здесь как раз таки очень спорно, ведь на всё есть свой зритель. Я имею в виду внутренние составляющие - женщины менее сдержанные, эмоциональные, больше думают сердцем, а мужчины - головой.
- Театру «Третий круг» почти 25 лет. Как он создавался и почему именно такое название вы для него выбрали?
- Он появился в моей жизни случайно. Мне нужно было делать дипломную работу в колледже культуры, и я выбрала для неё «Маленького принца». Когда только искала себе артистов, не думала, что это может вылиться в создание театра. Но после постановки первого спектакля мы уже не расстались.
Недавно на одном из мастер-классов коллеги меня спрашивали, как создать такой коллектив, как у меня. И ответ мой был: делать спектакли. Я считаю, что театр начинается со спектакля, а всё остальное - это уже вторая история. Понятно, что спектакль не сделаешь без команды, но так или иначе всё вертится именно вокруг постановки. У нас до сих пор есть один актёр, который был задействован в спектакле в далёком 1999-м, и играет в «Третьем круге» сейчас - это мой супруг Александр.
Меня многие спрашивают, почему театр так называется. Если коротко, это как поколения, наш театр - третий круг от моего учителя Юрия Юрьевича. Разошлись круги по воде. Также у нас все репетиции начинаются с круга и заканчиваются кругом. А ещё символом нашего театра является солнце.
Задеть за живое
- Каково это - жить в творческой семье, да ещё и работать в одном театре?
- Это счастье. Хотя многие говорят, что это тяжело, но тут я готова поспорить. Просто нужно научиться не путать отношения с работой, особенно когда дело становится чуть ли не основной частью твоей жизни.
Независимые театры - это здорово. Тебе никто не диктует правила игры, ты сам их создаёшь, и, если эта игра интересная, зритель будет к тебе ходить.
У нас и 13-летняя дочь тоже здесь - в театре. Мы старались её держать на расстоянии, но ничего не вышло. С трёх лет она занимается вокалом, думали, в ту сторону будет развиваться, но её всегда тянуло в театр.
- У вас в репертуаре есть и детские, и взрослые спектакли. Расскажите, что сложнее ставить и почему?
- Там разные сложности просто. Внутренняя эмоциональная работа сложнее, когда делаешь спектакли для взрослых, потому что это обычно материал, который болит и остро отзывается, ведь всегда берутся какие-то актуальные темы. После каждой «взрослой» премьеры возникает ощущение, что в очередной раз себя победил.
В спектаклях, в которых играют дети, всё «веселее» в организационном плане. Но я обожаю их ставить и очень люблю детскую аудиторию в нашем зале. На детских спектаклях, честно говоря, отдыхаешь.
В некоторых театрах не любят Новый год, а мы, наоборот, всегда очень ждём его, хотя и называем этот период «новогодней школой выживания». Поэтому серьёзно подходим к таким спектаклям: это всегда масштабно, зрелищно и по-доброму. На Новый год многие дети впервые приходят в театр. Первый раз, понимаете? Это очень ответственно! От нас зависит, полюбит ребёнок театр или нет. Вернётся ли он сюда снова.
- Со скольких лет дети начинают заниматься у вас в театральной студии? Легко ли учить играть?
- Дети ходят к нам с пяти лет. Тем не менее нет такого отношения, что это просто кружок. Ты уже в профессии, друг, так что давай не отлынивай. Они по-настоящему играют в спектаклях, на которые приходит зритель.
Наставники, которые ведут занятия, делают всё, чтобы дети не просто говорили заученный текст и запоминали, куда им красиво встать в костюмчике, а именно перевоплощались в каждой роли, понимали природу актёрской игры, были азартны и свободны.
Мы стремимся научить наших студийцев быть счастливыми и любить эту профессию! Кому нужен унылый и недовольный артист? А ещё их следует учить сочувствовать и понимать другого, нелинейно думать и образно мыслить. Пусть даже он никогда не станет актёром, но при этом будет понимать искусство и будет знать, что его нужно разгадывать. Ведь театр всегда нужно читать за строчками, здесь зрелище не просто ради зрелища, в нём всё - образ.
Вдохновение вкупе с кризисом
- С какими сложностями сегодня приходится сталкиваться независимым театрам?
- Если бы были только сложности, мы бы не существовали. Есть много и положительных моментов.
Сегодня много независимых театров: каждый хочет найти своё место и делать своё дело. В Советском Союзе при каждом ДК были любительские театры, а в сегодняшних реалиях это просто по-новому выразилось.
Независимые театры - это здорово. Тебе никто не диктует правила игры, ты сам их создаёшь, и, если эта игра интересная, зритель будет к тебе ходить. Конечно, независимый театр не бизнес! Расходов всегда больше, чем доходов. И творческим ячейкам приходится непросто.
Но сказать, что независимое театральное движение не поддерживает государство, я не могу. Поддерживает! Сколько различных грантов. Жаль, что пока нам не удаётся получать грантовую поддержку от государства, ведь многие сейчас существуют и развиваются на эти средства. Но для этого нужно готовить сметы, проекты, заниматься бумажными делами, чему мы пока только учимся.
- Где вы черпаете вдохновение для создания спектаклей?
- Из жизни: из опыта моего детства, общения с родными, природы, того, что происходит сегодня в мире. У нас летом спонтанно родился фестиваль «Сказочный экспресс». Почувствовали, что все люди как будто устали, ведь мы ещё от пандемии толком не отошли. Последней каплей стало то, что мы играли клоунаду «Звёздный дождь» и вдруг поняли: зритель не смеётся там, где обычно это делал. Зал стал по-другому реагировать. Это удивительное ощущение.
- А творческие кризисы иногда настигают вас?
- Постоянно! Можно сказать, кризис идёт параллельно с вдохновением. Они там друг с другом ругаются: вдохновение говорит «да-да, это круто, ты молодец», а кризис - что всё ерунда.
Иногда бывает полная апатия, у меня чаще всего она быстро проходит, минут 20 максимум, но в этот момент лучше, чтобы все от меня убежали, потому что я очень эмоциональная. Мне в такие периоды кажется, что всё, сегодня театр закончится раз и навсегда. А потом одно за другим - и снова понеслось! Какая апатия, когда впереди великие дела?!