Такого Печорина омичи ещё точно не видели: лермонтовский герой в премьерной постановке «Пятого театра» оказался раздет, слегка залит водой и посыпан песком. Однако не спешите делать выводы о современном взгляде на классику – в этом спектакле есть над чем задуматься.
От классической лермонтовской истории «Пятый театр» оставил лишь образы - живые, дерзкие, ошеломляющие своей простотой и прямотой. Из этих образов, словно из кусочков мозаики, складывается нечто совершенно новое. Режиссёр постановки Денис Хуснияров называет получившееся театральное действо «Предчувствие Лермонтова».
Убили чайку
Когда Печорин из дуэльного пистолета убивает чайку, княгиня Лиговская уговаривает его жениться на дочери, а князь Звездич рассказывает Арбенину хармсовский анекдот про Пушкина… На первый взгляд – несуразица, абсурд и странный творческий эксперимент. На второй, здесь можно разглядеть отчаянное желание режиссёра уйти от шаблонного прочтения классики и вывернуть Лермонтова наизнанку.
- Постановки, которые я видел, все какие-то литературные, - считает режиссёр Денис Хуснияров. - Они как дань поэту. Какого-то театрального поиска, где есть страсть, не встречалось. Мне кажется, что Лермонтов очень страстный автор. Его нужно раскрывать через какую-то экспрессию. Его слово слишком идеально, слишком литературно. Когда его произносишь, оно не пропадает. Нужно его через природу артиста подавать и через пластику.
Предчувствие
Сценическое пространство также довольно экспериментально. Первобытный хаос из песка и воды, на удивление, гармонично сочетается с манекенами, которые одеты в костюмы эпохи Лермонтова.
Впрочем, костюмы здесь исключительно как музейные экспонаты. На самих артистах – холщовые балахоны телесного цвета. Вокруг них – песок, вода, камни (художник спектакля – Николай Слободяник – ред.). Поэтически строчки Лермонтова в такой атмосфере зависают в воздухе и оправдывают жанр спектакля, определённый как «предчувствие». Режиссёр не скрывает того, что омский зритель может не быть готовым к такому прочтению классики:
- Публика привыкла к классическим работам. Обычно делается всё так, чтобы были ясны сюжет, взаимоотношения героев. Нужно, чтобы было смешно, а потом грустно, чтобы мы ушли домой высвободившимися от эмоциональных перегрузок. У нас спектакль будет иной. Я считаю, что зритель должен не только эмоционально реагировать, но и думать. Не могу не сказать про труппу театра. Такие голодные глаза у всех – это очень хорошо. В Петербурге или Москве есть некая пресыщенность – много театров, много режиссёров. Провинциальные артисты театром просто болеют. В столице я не видел, чтобы люди приходили за три часа до репетиции, не спали ночами и постоянно думали о роли.
Омская публика со спектакля действительно уходила с задумчивыми лицами и самыми разнообразными эмоциями – посыл режиссёра оказался верным. Новая постановка театралов своей необычностью точно озадачит.