Можете представить себе традиционные русские варежки с изображением… знаменитой омской «брендолапы»? Вязальщицу Светлану Савельеву далеко не последние в городе люди как-то просили связать что-нибудь с местным колоритом в промышленных масштабах.
Светлана Александровна отказалась. Её ремесло всё-таки не машинное производство, труд у неё ручной и очень кропотливый:
– Ну как медведя, лапу или целый собор уместить на варежке в 32 петли? – недоумевает мастерица. – Схема вязания получается огромная, а варежка-то маленькая! Единственное, что я взялась вывязатьс омской символикой – купола Успенского собора. Получились отличные авторские варежки.
«АиФ в Омске» продолжает серию материалов с народными ремесленниками, которые в этом августе представят свои работы на фестивале русской культуры в Каннах. На этот раз мы пообщались со Светланой Савельевой, которая два месяца вязала для европейцев варежки и коврики!
Про волшебство узоров
Первый раз спицы в руки Светлана Александровна взяла в 10 лет – связала вместе с бабушкой носок. В 16 уже умела обращаться с прялкой и без особого труда могла связать себе свитер, не говоря уже о всевозможных варежках и шарфах. Но она, наверное, так и не приняла бы своё увлечение всерьёз, если бы однажды не пришла работать в кормиловский районный Дом культуры… инженером по охране труда. А последние пять лет она работает в должности заведующего центром традиционной русской культуры "Раздолье". С этого момента в её жизни варежки заняли особое место. Оказалось, что традиционными русскими варежками у нас в Омской области, по сути, никто и не занимается.
– Конечно, люди вяжут, но, в основном, одни и те же узоры, я же всё время ищу что-то новое, – рассказывает Светлана Александровна. – Узоры бывают совершенно необыкновенными! Как только свободная минутка появляется, я сразу смотрю в Интернете, нет ли каких-то новых интересных схем? Когда вяжешь варежку и начинает появляться рисунок, то получаешь настоящее удовольствие от самого процесса. Поэтому и не надоедает вязание. У меня есть целая папка со схемами, по которым ещё сто пар варежек с разными узорами связать можно.
Узоров на самом деле существует огромное количество, и практически в каждой российской губернии существовали свои особенности. Правда, Омской области отличиться в деле вязания русских варежек не получилось – слишком много переселенцев в нашем регионе, которые приехали в Сибирь со своей культурой. Например, латыши, которые геометрическим узорам предпочитают вывязывание аккуратных цветочков.
Петух на счастье
Варежки для фестиваля русской культуры в Каннах Светлана Савельева вязала вечерами на протяжении двух месяцев. В итоге получилось 50 пар – 47 взрослых и 3 детских. Больше всего времени – около недели, уходит на орнаментальные варежки, а самые простые, пуховые, можно связать за один вечер.
– Пуховые я вяжу в две нитки и на них отдыхаю, а орнаментальные бывают до восьми ниток, – объясняет Светлана Александровна. – Сложность в том, что на одной варежке нужно показать и узор, и все его оттенки, чтобы всё сочеталось и смотрелось красиво.
Если внимательно присмотреться к рукавицам, то на них можно найти множество символов добра и благоденствия. Даже обычный на первый взгляд петух считается символом счастья.
Удивительный факт – в доме у нашей вязальщицы, как это ни странно, варежки – вещь довольно редкая. Дело в том, что вся вязаная продукция влёт расходится по ярмаркам и выставкам, и получается ситуация из разряда сапожник без сапог:
– Ни единой пары сейчас не осталось! Коллекцию свою давно хочу собрать, но никак не выходит. То люди просят продать, то родственникам нужно связать. Да, у меня вся семья в варежках ходит, без них в Сибири никуда. Красивые рукавицы с узором до 15 градусов мороза выдерживают, а уж пуховым наши зимы и вовсе не страшны.
Наверное, не все французы поймут, насколько варежки незаменимый атрибут любой сибирской зимы.
– Во Франции, конечно, вяжут, но там тепло, и варежки людям ни к чему, – говорит Светлана Савельева. – Недавно мне пришла в голову мысль, что для французских модниц можно было связать орнаментальные перчатки, без пальчиков. Этакий осенне-весенний вариант. Наверняка им бы это понравилось!
Кстати
Самый древний образец вязания нашли в египетской гробнице, и ему более 4 тысяч лет. И в Европе вязание стало модным именно благодаря египетским христианам. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. Уже в ХIII веке во Франции вязание стало доходной отраслью промышленности. Вязали шляпки, перчатки, фуфайки, чулки… Спустя ещё несколько столетий, в конце XVIII века, французы изобрели круговую трикотажную машину, вязавшую полотно в виде трубы. Чулки, вязанные на машине, вытеснили ручные изделия из-за своей дешевизны.