Примерное время чтения: 10 минут
1607

Актриса драмтеатра Илона Бродская: «Омский театр признали в столице!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ в Омске 24/07/2013
Фото предоставлено омским драмтеатром

Почему мы способны столько вытерпеть, и есть ли предел человеческому терпению? Очень часто ответ на этот извечный вопрос можно найти в театре. Найти, задуматься, посмотреть на себя со стороны. Накануне коллектив омской драмы был награждён премией губернатора в области театрального искусства за спектакль «Бег» по пьесе Михаила Булгакова. Спектакль, который уже во второй раз признали лучшим по итогам прошлого сезона.

Спектакль «Бег». В роли Серафимы. Фото предоставлено омским драмтеатром

«Ругайте, но конструктивно!»

omsk.aif.ru: – Илона, весной «Бег» уже получил Гран-при на «Лучшей театральной работе». Сейчас ещё одно признание. Чем удалось зацепить зрителя?

Илона Бродская: – Тема больная, трепетная, она «попала» в зрителей. Мне кажется, что любого нормального человека интересует судьба его страны и того, что с нами будет. Почему мы такие? Почему мы способны многое терпеть? В частности, русская женщина. Насколько она способна к самопожертвованию, ожидая светлого будущего и счастья? Она ведь всё в силах пережить и при этом остаться честной, порядочной. Как это ни странно, мужчины в этом плане часто оказываются слабее женщин.

omsk.aif.ru: Судя по вашим рассуждениям, больные темы сейчас привлекательней комедий. Хотя на комедии в большинстве случаев в театрах аншлаги, в отличие от театральных рассуждений на извечные темы. Это факт.

И.Б.: – Знаете, очень много людей спрашивают у меня: «На что нам ещё сходить в театр?». Я предлагаю, а они в ответ: «Ой, нет, нам бы что-нибудь для отдыха, чтобы повеселиться и не думать». Да, мы сейчас устали от нашей сложной и тяжёлой жизни… Хотя всё от человека зависит. Даже в случае неприятностей надо говорить себе: «Это мой опыт, я должен через это пройти». Мне кажется, что театр учит, как правильно поступать, как жить не только в беспросветном счастье. У нас много спектаклей, которые в финале не дают конкретных ответов, а заставляют задуматься. Мы ведь в своей жизни все спешим, торопимся, хотя и нельзя сказать, что Омск такой бурный город. Особенно, если сравнить его с Москвой или Петербургом. Омск более провинциальный, в хорошем смысле.

Но и в нашей провинциальной суете театр помогает просто остановиться, хотя бы на пару часов, что идёт спектакль, окунуться в какую-то историю. И если мы на два часа забываем о бытовых проблемах и живём жизнью персонажей на сцене – это здорово! Значит, театр всё-таки нужен. И здорово, когда существуют разные мнения о спектакле. Меня напрягает, когда говорят только одно слово: «Потрясающе!».

Спектакль «Август. Графство Осэйдж». В роли Карен. Фото предоставлено омским драмтеатром

omsk.aif.ru: Критика необходима? Она отрезвляет?

И.Б.: – Нужна даже не критика, а честный объективный взгляд. Когда говорят «всё хорошо» или «всё плохо», то есть в этом что-то искусственное. Мне, как артистке, интересен более глубокий взгляд. Мы ведь со стороны себя не видим, создаём некий образ и пытаемся с его помощью попасть в зрителя. Потом уже со стороны нам говорят, попали мы или нет…

omsk.aif.ru: Ругают часто?

И.Б.: – Бывает, конечно. Но хорошо, когда не просто ругают, чтобы сделать больно. Лично мне это непонятно, от этих вещей я стараюсь отстраняться. Ругать нужно конструктивно, выражать свою позицию, приводить аргументы, что у нас не получилось. Человек, например, не получил во время спектакля ответы на свои вопросы. Тогда ты начинаешь копаться в себе. Это тоже развитие, ступенька наверх, потому что актёры часто консервируются в ощущении какой-то радости: вот, у нас всё получается, всё хорошо и вдруг говорят, что ты в зрителя не попал. Думаешь: оп-па… точно.

Спектакль «Дачники». В роли Ольги Алексеевны. Фото предоставлено омским драмтеатром

Удержать планку

omsk.aif.ru: – Илона, от драмтеатра постоянно чего-то ждут: лучших спектаклей, аншлагов, наград… Это же дикий груз ответственности. Тяжело держать планку лучшего театра в городе?

И.Б.: – Честно сказать, я не очень понимаю, как это – держать планку? Не то, чтобы мы пыхтим и стараемся удержать её, просто у нас в театре на самом деле удивительный мир, потрясающая труппа. Слава Богу, нет такого, что кто-то кого-то терпит. Я слышала, как в столичных театрах именитые актёры говорят, вот мы в жизни друг друга терпеть не можем, а на сцене приходится любовь играть. Я этого не понимаю. Это не значит, что мы не конфликтуем друг с другом, нет, конечно! Но мы не просто поругались, стали друг друга ненавидеть и разошлись, нет. У нас всё как в нормальной семье: все споры результативные. Это и позволяет, как вы говорите, «держать планку». Всё образуется на нормальных человеческих взаимоотношениях. Вот у нас сейчас идут репетиции спектакля «Сирано де Бержерак»…

omsk.aif.ru: …сезон закончился, а актёры драмы всё работают?

И.Б.: – Новый сезон как раз откроется премьерой! Да, до него ещё далеко, но репетиции идут, и все с придыханием говорят: «Боже, какой это будет спектакль!». Я в нём не занята, но и меня просто распирает от ощущения счастья, оттого, что зрителям представят потрясающую классическую пьесу с шикарными костюмами. Там такие мужчины! Такие женщины красивые! А отпуск ещё будет.

Спектакль «Леди Макбет Мценского уезда». В роли Катерины. Фото предоставлено омским драмтеатром

Театр – это фильтр

omsk.aif.ru: – Вы упомянули о том, что Омск можно назвать провинциальным городом, а в адрес драмы это часто приходится слышать? Где-нибудь на гастролях в Москве, к примеру?

И.Б.: – Нет, в плохом смысле провинциальным театром нас уже не называют. Больше десяти лет это точно. И неважно, куда мы едем – в Москву, Петербург или в европейские города. Омский театр давно доказал высокий уровень, это и в столице признали. Провинция… Мы уже забыли это слово. Провинция – это где-то там, но не у нас (улыбается).

omsk.aif.ru: Ну, хорошо, мы в каком-то смысле и не провинция, но ведь омской культуре не хватает многих вещей. На Ваш взгляд – чего конкретно?

И.Б.: – Мы территориально оторваны и от Европы, от Москвы, от Петербурга. Разница временная – плохо, добираться куда-то в другой город – долго. Знаете, я когда приезжаю в Питер, то за короткий срок могу получить такое количество информации, которое в Омске за это время никогда не получу. Нам не хватает взаимообмена с другими театрами, спектаклями. Да, можно всё в Интернете посмотреть, но театр – живое искусство, сиюминутное. Важно видеть живые глаза и лица. Не так много театров, как хотелось бы, приезжают в Омск. Вот такие недостатки.

omsk.aif.ru: В реальной жизни, которая далека от культуры, недостатков и негатива хватает с лихвой. Вы вообще верите в то, что театр может спасти от жестокости вокруг?

И.Б.: – Театр может заставить человека задуматься, но он не может быть пилюлей от наркотиков и от всего жуткого, что есть в жизни. Но когда наши руководители в театре подводят итоги года и говорят, что посещаемость театра, скажем, 100 тысяч человек, я думаю: боже мой! Это же практически каждый человек в Омске был нашем театре, и ни по одному разу. Посещаемость спектаклей – 98%. Это значит, что на какой-то процент количество жутких поступков уменьшится, из-за того, что человек пришёл на спектакль. Театр – это своеобразный фильтр. Я верю, что он помогает человеку быть чище, лучше, что он облагораживает и вытаскивает из потаённых уголков души лучшие качества. Не будь театра, слабому человеку было бы сложнее бороться с искушениями.

Спектакль «Ханума». В роли Ханумы. Фото предоставлено омским драмтеатром

omsk.aif.ru: А если этому слабому человеку, наоборот, на сцене показывают искушения, грязь, то, чего и в жизни хватает?

И.Б.: – Да, иногда в театре показывают что-то кошмарное, и человек говорит после этого: «Мне в жизни этого хватает, зачем мне на это ещё в театре смотреть?». Но ведь театр не просто вытаскивает всё это на поверхность, дескать, нате, смотрите! Театр не даёт рецепт, а подталкивает к решению проблемы. Можно посмотреть на ситуацию со стороны. Хочется верить, что театр способствует тому, чтобы в нашей жизни было больше добра. Хочется верить.

Досье

Илона Бродская, актриса Омского драматического театра. В 1992 году окончила театральный факультет Дальневосточного государственного института искусств. В омской драме работает с 1992 года.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах