Омск, 8 февраля – АиФ-Омск. «Русское Зарубежье в Китае в первой половине ХХ века: сибирский след» – историко-архивная экспозиция, в основе которой фотографии и документы той эпохи. Новый проект подготовили: Исторический архив Омской области совместно с музеем просвещения и общественной организацией «Омские харбинцы». Жизнь русской эмиграции – одно из основных направлений деятельности Центра изучение Гражданской войны.
О дореволюционной русской культуре
В период Гражданской войны и сразу после её окончания многочисленные беженцы из числа мирного населения Сибири, отступавшие части белой армии и деятели антибольшевистских организаций, не принявшие советскую власть, покинули Родину. Для многих из них пристанищем стал город Харбин – административный и экономический центр Северной Маньчжурии.
Выставка является наглядной формой реализации научных изысканий омских архивистов и сотрудников музея в масштабном деле сохранения, изучения и публикации документов, фотодокументов, личных архивов омичей, чья судьба тесно связана с территорией, известной как Китайская Восточная железная дорога.
- Подобные проекты открывают неизвестные стороны жизни наших соотечественников в Китае в 30-50-е годы минувшего века, - комментирует Дмитрий Петин, к.и.н., главный архивист Центра изучения истории Гражданской войны, куратор проекта от Исторического архива Омской области. - Не скрою, многим там было очень нелегко. Но русская диаспора жила богатой духовной жизнью, о чём свидетельствуют многочисленные документы и фотографии. На примере Харбина и КВЖД мы видим уникальный исторический феномен «консервации» дореволюционной русской культуры.
Следы истории
Основу экспозиции составляют фотодокументы, запечатлевшие воспитанников русских учебных заведений, православные храмы в Харбине, бытовые сюжеты. Представлены на выставке и личные документы русских репатриантов, например, анкета и справка советского консульства, дающие право въезда в СССР.
Среди экспонатов, заслуживающих особое внимание: заграничные паспорта, выданные жителям Омска в 1918 году, документы и фотографии из семейного архива офицера белой армии и эмигранта Владимира Семёновича Абрамова, а также денежные знаки, выпущенные КВЖД, Манчжоу-Го и Китайской Народной Республикой.
Справка
Харбин был основан русскими в 1898 году как железнодорожная станция Трансманчжурской магистрали. Одним из основателей города был Николай Свиягин, руководивший строительством Китайско-Восточной железной дороги. Термины «русские харбинцы» обозначают несколько поколений русских, живших в Харбине, основном узловом городе КВЖД с 1898 по 1960-е годы. В СССР термины КВЖДист и харбинец относились ко всем людям, имевшим отношение к КВЖД, независимо от того, жили они в Харбине или нет. В результате революции и гражданской войны около 100- 200 тысяч белоэмигрантов осели в этом городе. Это были солдаты и офицеры, участвовавшие в Белом движении, члены и служащие правительств Сибири и Дальнего Востока, интеллигенция и самые обычные люди. Русское население Харбина было самым большим за пределами России.