Самой необыкновенной английской сказке скоро исполнится 150 лет – а образ маленькой викторианской девочки, видевшей невероятные сны, все еще полон загадок.
История появления сказки давно превратилась в легенду. В «июльский полдень золотой» 4 июля 1862 года Кэрролл был участником лодочной прогулки, затеянной тремя маленькими дочками Генри Лидделла – оксфордского друга писателя. Алиса – средняя из них (ей было тогда 10 лет) настойчиво просила рассказать историю, в которой было бы побольше всяческой чепухи. Приключения тезки в Стране Чудес так понравились девочке, что она настойчиво просила, чтобы они были записаны. Так появилась знаменитая рукопись «Приключения Алисы под землей» - она была подарена автором маленькой мисс с надписью «Рождественский дар дорогому ребенку в память о летнем дне». Иллюстрации выполнял сам автор – и рисовал он очевидно именно Алису Лидделл.
После, когда Кэрролл показал сказку друзьям, она была издана уже с иллюстрациями Джона Тэнниэла, ставшими классическими. На них Алиса не была уже брюнеткой. Её волосы стали длиннее, светлее – так она перестала быть точным портретом своего прототипа.
Кэрролл же, оставаясь в дружеских отношениях с детьми Лидделлов, нашел и другой способ оставить память о своей маленькой приятельнице. Ведь он был еще и фотографом. Именно многочисленные портреты Алисы и её сестер, и еще многих девочек, заставили впоследствии подозревать писателя чуть ли не в педофилии.
На самом же деле Кэрролл просто был пионером нового вида искусства. Продолжал создавать легенду. Часть фотографий – постановочные. Самое известное фото – Алиса в образе просящей подаяние нищенки. Кстати, позднее, став старше, она станет одной из моделей известного викторианского фотографа Джулии Камерон. На той фотографии видно, какую девушку должен был искать Бёртон, чтобы изобразить повзрослевшую Алису. На Васиковску она не похожа совершенно.
Вообще же впоследствии каждый обращался с известным образом как угодно – Алиса была и блондинкой (как у Тэнниэла и в мультфильмах Диснея) и брюнеткой (как в советском мультике или фильме 1999 года).
Накануне в сети появилась запись первой экранизации книжки, созданной 37 лет спустя после выхода сказки. Алиса там, кстати, длинноволосая брюнетка.
Фильм 1903 года, снятый режиссерами Сесил Хепворт и Перси Стоу стал для своего времени настоящим прорывом. Во-первых, он был невероятно длинным для того времени – 12 минут! А во-вторых – полон необыкновенных спецэффектов! Изменение Алисы в размерах и голова Чеширского кота наверняка вызвали фурор. Как и полагалось, в фильме периодически появлялись весьма лаконичные пояснения к сюжету. Этот раритет в прошлом году «оживил» Британский институт кинематографии, получивший пленку еще в середине века от одного из владельцев частного кинотеатра. Правда, восстановить удалось лишь 8 минут фильма.
Сегодня, 107 лет спустя, зрители увидели другую Алису – светлую, нежную, растерянную и – взрослую. Как на иллюстрациях Туве Яннсен. Насколько она окажется близка поклонникам – неизвестно. Сам Бёртон уверен, что его Алиса будет «живее» предшественниц. Он говорит: «Несмотря на множество киноверсий, я так ни разу и не видел ни одного фильма, который бы мне полностью понравился. Это всегда лишь череда странных событий. Каждый персонаж странен по своему, а Алиса просто бродит среди них, как наблюдатель. Цель моего проекта - сделать новое увлекательное кино, где чувствовалась бы психология героев».
Для киноинтрепретаций – это нормально – привносить свое. Но, очевидно, лукавят те, кто якобы хочет сделать Алису другой. Каждый, кто берется за воплощение одного из самых удивительных образов мировой литературы – очарован ей. И конечно будет пытаться донести образ той Алисы, о котором одному из первых режиссеров, отважившемуся поставить сказку - тогда еще на сцене – писал Кэрролл:
«...Какой же я видел тебя, Алиса, в своем воображении? Какая ты? Любящая - это прежде всего: любящая и нежная; нежная, как лань, и любящая, как собака (простите мне прозаическое сравнение, но я не знаю на земле любви чище и совершенней); и еще - учтивая: вежливая и приветливая со всеми, с великими и малыми, с могучими и смешными, с королями и червяками, словно ты сама - королевская дочь в шитом золотом наряде. И еще - доверчивая, готовая поверить в самую невозможную небыль и принять ее с безграничным доверием мечтательницы; и, наконец,- любопытная, отчаянно любопытная и жизнерадостная той жизнерадостностью, какая дается лишь в детстве, когда весь мир нов и прекрасен и когда горе и грех - всего лишь слова, пустые звуки, не означающие ничего!»