Примерное время чтения: 7 минут
72

Герой-невидимка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ в Омске 20/08/2008

Чего боится мужчина, который не раз горел в огне, прыгал на машине с крутого обрыва и летел на мотоцикле над водой? Да того же самого он боится, что и любой другой человек. Даже если он каскадёр. Те, кто бесшабашно заявляют: "Я ничего не боюсь", в этой профессии никогда не пользуются авторитетом.

Александра Терехова хорошо знают как в мире кино, так и в мире спорта. В прошлом профессиональный спортсмен, ныне - руководитель Ассоциации каскадёров Казахстана, инструктор мотодельтапланерного спорта, постановщик трюков. Он вместе со своей командой участвовал во многих кинопроектах, которые наделали шуму: "Волкодав", "Кочевник", "Ночной дозор", "Застава". Но его лицо не увидеть ни в одном кадре, а фамилию - разве что мелким шрифтом в титрах.

- Актёр и каскадёр в одном лице - не редкость, если это массовка, - говорит Александр Терехов. - Но для профессионала, честно вам признаюсь, не очень красиво подрабатывать в толпе. Лучше мы будем невидимы полностью, чем мелькать в числе многих.

- Неужели не обидно, что каскадёр остается вне славы, а все лавры забирает артист?

- Что поделаешь, у нас такая профессия. Узнают, что это трюк исполнил я, или нет - мне всё равно.

...и актёр выползает героем

- Складывается ощущение, что чем больше в современном фильме разбитых машин, тем он круче, а сама работа в нём престижнее. Смотришь, сколько дорогого металла угробили, даже жалко становится...

- Трюковые сюжеты с пролётами и переворотами автомобилей зрителей привлекают. Потому они так и востребованы.

- Безумно наивный вопрос: машины настоящие?

- Настоящие. И люди в них сидят настоящие. Только не артисты, а каскадёры. Ну а в кадре в итоге из искорёженного автомобиля, конечно, выползает артист. Каскадёр разгоняется, прыгает, потом его из машины убирают, садят исполнителя роли, обмазывают его кровью, делают монтаж, и исполнитель роли выползает героем.

- Наверное, автомобили в бюджете такого фильма "съедают" большую часть всех затрат...

- Я бы не сказал. Иногда компьютерная графика обходится дороже, чем живой трюк.

- А не получится ли так, что эта компьютерная графика через несколько лет оставит каскадёров без работы?

- Каскадёры были, есть и будут. На экране всё равно видно: где "работают" высокие технологии, а где настоящий каскадёр. И потом, не всё можно сделать на компьютере.

Не мужик, а мужчина

- У каждого трюка своя смета. Откройте тайну, сколько стоит самый дешёвый и самый дорогой?

- Можно сделать трюк за 100-200 долларов, а можно и за десять тысяч. Смотря какой, где и с чем. Если я выпрыгиваю из машины на скорости 60 км/ч на асфальт - это одна цена, на щебёнку - другая, на скалистый грунт с острыми камнями - третья. Есть международные расценки на трюковые работы. Но там указан только нижний предел - от стольки-то. А "до" определяет постановщик трюка.

- Бывает так, что каскадёр просто не может выполнить то, что придумал режиссёр? Или каскадёр умеет всё?

- Невыполнимых задач для профессионала не бывает. Можно воплотить в жизнь любой замысел. Единственный вопрос - как это сделать технически. И вот этого режиссёр иногда недопонимает.

- Пример можете привести?

- Режиссёр хотел, чтобы один катер врезался в другой. Я ему предложил два варианта: либо тот катер, в который врезаются, от взрыва разлетается в щепки, либо один на волне подпрыгивает и перелетает через другой, который в этот момент взрывается. Режиссёр говорит: "Замечательно. А пусть летящий катер приземлится и тоже сразу взорвётся?!". Ну хорошо, приземлится, взорвётся. Не проблема. Но одним дублем этого не снять. Нижняя лодка наполнена взрывчаткой. Значит, летящую лодку тоже надо начинить пиротехникой. А в момент пролёта она может воспламениться и взорваться тогда, когда это не нужно. В итоге мы отдельно сняли прыжок и взрыв летящей лодки, а потом - имитацию её приземления и взрыв.

- Сколько лет можно быть каскадёром?

- Пока здоровья хватает, пока трюки можно выполнять так, чтобы потом по полгода в больнице не лежать.

- Александр, "настоящий мужик" как неизменная приставка к профессии вам ещё не надоела? Не набила оскомину за столько лет?

- Да нет... Конечно, приятнее слышать "мужчина", чем "мужик"... Хотя есть в нашей профессии и девушки. В кино ведь не только актёров надо дублировать, но и актрис. Чаще всего нам приходится переодеваться - парик, накладки разные, - чтобы издалека было похоже на женщину. Но в крупных планах мужская фигура хорошо видна, здесь только женщина может выручить. Мы Владу Топалову клип снимали, так на мотоцикл посадили такую тоненькую и хрупкую актрису, под которую никого из каскадёров не могли подобрать. Наша девочка-каскадёр спасла ситуацию. Только ей парик блондинки пришлось надеть...

Идите вы... в культуру

- Вы руководитель группы каскадёров. Вас кто-нибудь поддерживает? Власть, бизнесмены?

- Никто не поддерживает. Я за последние годы около 500 писем написал в разные государственные и коммерческие инстанции, из спортсмена в писателя превратился, доказывая, что наше дело людям нужно. Организовал школу каскадёров, но так и остался неуслышанным. Чиновники отвечают: на вас нет такой статьи расходов. Вы не спорт. Идите в культуру. Прихожу в культуру, а мне говорят: ну какая же вы культура? Вы ведь бывший спортсмен, идите в спорт. А там снова: ну какой спорт? Вы соревнования не проводите, делаете шоу для людей, в кино снимаетесь, значит, культура. В общем, никто не хочет на себя брать ответственность. Хотя это была бы не проблема - причислить нас к какой-нибудь спортивной школе.

- На содержание школы каскадёров деньги нужны... Они есть?

- На данный момент я вкладываю собственные деньги, которые зарабатываю съёмками в кино. Территорию, где хранятся автомобили, арендую за свои деньги, площадку, где я тренируюсь, арендую за свои деньги, а одна тренировка, кстати, обходится в 400-500 долларов. Машины покупаю и ремонтирую тоже за свои деньги, как и форму для ребят. На чемпионаты мира выезжал, представляя республику Казахстан под флагом этого государства, за свои деньги.

- Ну хоть спасибо-то это государство вам говорит?

- Спасибо говорит. Я ведь не просил за те номинации и места, которые привозил в абсолютном зачёте среди 16 стран мира, ни квартиры, ни машины. Дайте хотя бы территорию и помещение, где можно базироваться. Если честно, иногда средств и на аренду, и на содержание автопарка у меня не хватает. Аренда даже того бокса за городом, который у нас есть, "съедает" почти всё.

- Каковы ваши расходы в месяц?

- (морщится) Давайте это пропустим. Расходы большие. Поэтому и приходится ездить в Москву, каскадёром в кино подрабатывать.

- Наверняка не раз вас звали работать и в Россию, и за границу. Почему вы не уехали?

- У меня и родители давно в Россию перебрались. Но в этой ассоциации - команда профессионалов, в этой школе - девчонки и мальчишки, мои дети, можно сказать, которые в меня поверили и пошли за мной, несмотря на все трудности. Я не могу их бросить. И потом я всю жизнь занимался спортом, выступал за сборную Союза. Я, кажется, до сих пор не могу перестроиться на новый лад. Живу в маленьком мирке трюков, тренировок, автомобильных шоу, съёмок, клипов. Даже не хочется замечать, что творится вокруг. Поставили везде границы, заборы, людей родных разъединили. А я, наверное, в глубине души остался "советским" человеком.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах