Парад голубых
Не секрет, что мы живём в век компьютерных спецэффектов, что сегодня практически ни один фильм невозможно представить без подобных чудес. Однако кино подошло сейчас уже к такому этапу, когда не спецэффекты существуют для кино, а само кино превращается в бесконечную демонстрацию компьютерных разработок. И за этой электронной феерией исчезает главное – а о чём этот фильм вообще?
На такой случай у продюсеров есть убойный ответ – фильм ни о чём, он просто развлекательный.
Но и развлекательные фильмы могут быть разными. Может быть смешная и в тоже время глубокая комедия «Святоша» с Эдди Мерфи, а может быть «Тупой и ещё тупее». Могут быть комедии Данелия, а может – «Самый лучший фильм».
Что же предлагает зрителю в «Аватаре» Кэмерон, если опустить весь этот эффектно-электронный парад голубых (в смысле цвета кожи, а не сексуальной ориентации)?
Ничего оригинального создатель «Титаника» не придумал. Агрессивные земляне (других в западной фантастике и не было, дурная наследственность времён покорения Америки) вторгаются на другую планету под очень говорящим названием Пандора (люди мало-мальски грамотные уже после этого названия могут дальше не смотреть, и так понятно, чем дело кончится). Вторгаются не просто так, а из-за энергетических проблем, которые без минерала унобтаниум не решить.
Для того чтоб этот, прости Господи, унобтаниум, добыть, учёные Земли создают монстров – этакий гибрид человека и коренного обитателя. И вот эти чудные создания шастают по Пандоре под управлением операторов, одним из которых оказывается бывший американский морпех-инвалид, потерявший способность ходить в Венесуэле.
Естественно, люди ведут себя как свиньи, крошат почём зря местное население, в результате чего морпех-инвалид бунтует, переходит в своём здоровом образе на сторону коренных и начинает радостно вырезать своих братьев-землян, одновременно закрутив роман с дочкой местного вождя.
В результате под мощные спецэффекты, на которые истратили едва ли не 300 миллионов, уцелевших землян изгоняют с Пандоры, а перебежчик Джейк Салли ловит кайф в объятьях пандорианской принцессы и отжигает на местном птеродактиле. Попкорн съеден, «Кока-Кола» выпита, все свободны!
Что скрывают спецэффекты?
Если зритель до фильма «Аватар» не прочёл ни одной фантастической книжки, то сценарий, который сам Кэмерон и написал, может показаться оригинальным. В ином случае нет проблем навскидку вспомнить с десяток идентичных сюжетов. Причём практически все они, например классическая «Неукротимая планета» Гарри Гарриссона, на порядок глубже, нежели творение Кэмерона.
Из сюжета и отдельных замечаний в «Аватаре» ясно, что хотел сказать Кэмерон, – вламываться в жизнь другой цивилизации с хищными намерениями, устанавливать свои порядки нехорошо. Настолько нехорошо, что при таком раскладе не грех и предателем стать.
Однако в США сегодня даже либералы настолько патриотичны, что эту крамольную мыслишку Кэмерон поспешил завалить спецэффектами. Причём настолько глубоко, что её почти и не видно.
В своё время прогремел боевик «Красный скорпион» с Дольфом Лундгреном. Суть его была в том, что русский спецназовец, осознав всю гнусность коммунистического режима, переходил на «правильную» сторону и мочил своих бывших соратников. Наверное, в глазах американцев он – положительный герой. Даже несмотря на то, что в итоге предаёт не режим, а родину.
А теперь представьте, что Кэмерон снимает фильм «Аватар» не про планету Пандора, а про вторжение в Ирак или Афганистан. Бравые американские солдаты, идущие за иракской нефтью, вырезают местных, ломают их жизнь, и один взбунтовавшийся пехотинец переходит на строну иракцев, заводит роман с местной красавицей и щедро льёт кровушку вчерашних товарищей?
Некоторые полагают, что именно эту аналогию и имел в виду Кэмерон. Едва ли он посмел бы в этом признаться вслух – гордые янки бойкотировали бы его творения лет на тридцать.
Можно снять и русский боевик – о нашем спецназовце, переходящем на сторону Саакашвили. Правда, есть подозрение, что за такой не то что фильм, но даже набросок сценария автор окажется в местах с отнюдь не южным климатом.
Джейк Косолапов – землянин
Так давайте взглянем на суть «Аватара» под этим соусом. Спецназовец Джейк Салли лихо вырезал неправильных землян в Венесуэле и, похоже, ни капельки не страдал по этому поводу. Одна беда – подлый последователь Уго Чавеса подстрелил его, сделал инвалидом. Но тут Салли позвали в проект, где он на другой планете получает новое здоровье. Неглупый пехотинец быстро соображает, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.
А тут путь к богатству открывает роман с родовитой местной красавицей. Но пока Салли среди местных никто. Никто он, по сути, и среди землян. Но там он инвалид, а тут гордый красавец. И просекает голубой Салли, с какой стороны масло на этом бутерброде, переходит на сторону местных и безжалостно мочит своих братьев. Ему не привыкать, он ведь, повторимся, их и в Венесуэле добре мочил.
Оставшихся землян вышвыривают вон и они отправляются восвояси. На Землю, где энергетический кризис. Где миллионами от голода и холода умирают дети. Где воцарились отчаяние и безнадёжность. Но на всё это Салли плевать, ведь он словил свою «птицу счастья».
И если этот героический пехотинец всё ещё вызывает умиление, назовём наконец самого подходящего его прототипа.
Замечательный русский парень Павел Косолапов, бывший военнослужащий российской армии, принявший ислам и ныне ставший мастером терактов как в отношении военных, так и мирного населения. На его счету, в том числе, теракт в московском метро и подрыв «Невского экспресса». Замечательная личность, не правда ли? Может, про его подвиги тоже пора снять кино со спецэффектами?