Идея создания подобного фестиваля, аналогов которому нет во всём мире, у Юрия Башмета появилась пять лет назад. Омск стал идеальной площадкой для того, чтобы собрать в одном месте именитые коллективы.
– Идея фестиваля связана с тем, что камерные оркестры – очень индивидуальные, они крайне непохожи друг на друга по звучанию, манере игры, – объясняет Юрий Абрамович. – В омском Концертном зале такая акустика, которая позволяет услышать публике все эти особенности. Представляете, как теперь Омск прозвучит во всём мире с этим фестивалем?
О звенящих инструментах
– Юрий Абрамович, Вы с этими оркестрами уже выступали? Расскажите, в чём их уникальность?
– Да, я уже работал с этими коллективами. И они очень отличаются друг от друга. Например, венгерский оркестр очень импульсивный, эмоциональный. Оркестру уже 60 лет, в нём есть люди, которые работают там десятилетиями. Норвежский коллектив моложе, но этот коллектив тоже очень бурно развивается. У них очень мягкое звучание. Вообще я стараюсь не работать с чужими камерными оркестрами, так как это означает раскрытие каких-то своих секретов. Это ведь не симфонический оркестр, где приехал дирижёр, сделал свою программу, уехал, а ему на смену пришёл другой. У нас есть свои устои, традиции. В советское время наши скрипачи всё время привозили первые премии со всех конкурсов. Русские музыканты отличались качеством. Сегодня такого же уровня достигла Япония, Китай, Корея. Качество такое… знаете, это когда в «яблочко» стреляют. Причём не просто в десятку попадают, а в самый центр. Вот тогда инструмент начинает звенеть!
– То есть, главный показатель качества – звенящие инструменты?
– Не совсем. Например, в прибалтийских коллективах этого звона нет. Но там есть что-то другое. Литовский камерный оркестр сильно отличался от всех существующих в России некой западностью. У них всё звучит очень аккуратно.
– Кстати, в Омске Вы выступили вместе с нашим обновлённым камерным оркестром, в котором десять новых молодых солистов. Так что, Вы практически присутствовали при рождении нового коллектива.
– Обновлённый? Очень хорошо! Новые встречи – это новые ощущения. Я вообще люблю с молодёжью работать. Как правило, когда мы с концертами ездим по стране, то устраиваем прослушивания в училищах, школах, консерваториях. Отобрали 81 ребёнка для детского оркестра. Это нужно видеть! Там все рядом сидят – от совсем малявок до взрослых женихов и невест. Было забавно, когда одна десятилетняя девочка, которой на вид больше шести лет не дашь, вышла в бальном платье и попросила, чтобы её послушали. Я говорю, что мы тебя выбрали, будешь выступать вместе со всеми. Она отвечает, что партию свою выучила наизусть, а когда все играют, то её не слышно.
«Меня спас Ленин»
– Идею с детским оркестром продолжать будете?
– Да, у нас в оркестре ротация возрастная. Дети у нас до 22 лет выступают. Так что прослушивание в городах ещё устроим. Специально с этой целью мы по стране не ездим, но когда бываем с концертами в городах, то 2-3-х часов для прослушивания хватает. Так что я имею серьёзное представление о состоянии детского музыкального образования в нашей стране не по бумагам. Могу сказать, где какой инструмент лучше преподают. Например, в Екатеринбурге хороший уровень по всем инструментам. Отдельные звёздочки по стране тоже встречаются. Где-то ударник хороший, где-то флейтист. Я думал, что все юные музыканты будут устремляться в Москву или Санкт-Петербург для продолжения обучения, но, оказывается, у нас другое поколение. Они едут мимо Москвы и Питера – сразу в Германию. Хотя есть случаи, когда из Германии едут к нам. Но реже.
– Юрий Абрамович, Вы сейчас всемирно известный музыкант. Вы об этом в детстве мечтали?
– В детстве я больше всего мечтал научиться играть на инструменте. Но я вынужденно остался с альтом в руках, потому что в душе хотел быть как «Битлз» играть на гитаре. В музыкальную школу ходил для мамы, альт же выбрал потому, что на скрипку, как мне казалось, уходит больше времени. Сейчас я так не думаю. В общем, стал играть на альте, «Битлз» к тому моменту прекратил своё существование. После «Битлз» я услышал Джимми Хендрикса, но понял, что это совершенно не моё. С годами, конечно, осознал, что Хендрикс – это целое явление в музыке. Но в свои 13 лет я его не воспринимал. Нравился мне и американский джаз. Я сделал оркестровку одной вещи, но получилась жалкая копия. И тогда меня спас… Ленин. В Киеве проходил конкурс музыкантов среди старшеклассников, посвящённый столетию Ленина. Я приехал туда и стал лауреатом. Причём я на конкурсе был один с альтом в руках! А скрипачей и пианистов много. Меня даже не хотели допускать к участию, дескать, какой конкурс без конкурса и сравнения? Тогда мой учитель Нина Вишневская устроила такой скандал, что они нашли способ, чтобы я играл вместе со скрипачами. Они свою программу, я свою. Получилось так, что я набрал самый высокий балл. Председатель жюри сказал: «Вы что, хотите, чтобы весь мир смеялся? Альтист выиграл скрипичный конкурс!». Решили, что никому премий давать не будут, а шесть лауреатов получили памятные подарки.
Справка
В качестве солиста и дирижера Юрий Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами мира, такими как Берлинский, Венский и Нью-Йоркский филармонические оркестры, Берлинский, Чикагский и Бостонский симфонические оркестры, Симфонический оркестр Сан-Франциско, Оркестр Баварского радио, Оркестр Французского радио и Оркестр Парижа. C 1992 года музыкант руководит организованным им камерным ансамблем «Солисты Москвы». Юрий Башмет – художественный руководитель и главный дирижер государственного симфонического оркестра «Новая Россия». C 1978 года он преподаёт в Московской консерватории: сначала занимал должность доцента, а ныне является профессором и заведующим кафедрой Московской консерватории.