За 25 лет своей творческой жизни режиссёр из Питера успел поработать во многих театрах страны: Челябинске, Красноярске, Тюмени, Костроме, Ярославле… В своих постановках Борис Робертович отдаёт предпочтение классическим произведениям и намерен увеличить число вечерних спектаклей Омского ТЮЗа. О замыслах нового режиссёра - в интервью нашему еженедельнику.
Миссия театра
- Борис Робертович, как решились остановиться на Омске? Придётся ведь уделять столько внимания лишь одному театру…
- Этот вопрос сейчас мне задают чаще всего, на что я отвечаю одно и то же: всё логично и идёт своим чередом. В Омском ТЮЗе я не чужой, первый спектакль поставил здесь ещё 13 лет назад. Последний - «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» - в прошлом году. Театр мне близкий, можно сказать, родной. Я понимаю, что должность предполагает некую закреплённость за одним местом. Ставить спектакли в других городах я имею право, но не в ущерб основному месту работу.
- Я знаю, что Вы любите классические произведения. Количество спектаклей для взрослой публики в ТЮЗе увеличится?
- Сейчас в театре сочетание детских и взрослых постановок непростое, потому что последних в репертуаре мало. Следующие два спектакля должны это положение частично исправить. Я поставлю «Двенадцатую ночь» Шекспира, а режиссёр из Москвы Карен Нерсисян пьесу Володина «С любимыми не расставайтесь». Ещё будет довольно серьёзный спектакль для детей и подростков «Принцесса Кру» по пьесе Ольшанского. Постановки должны быть интересны молодому зрителю.
- Как история про Дон Жуана, которую Вы поставили в ТЮЗе? Но она рассчитана на взрослую публику, а в зале школьники 12-13 лет...
- Каждый спектакль рассчитан на определённый возраст. И вести ребёнка на этот спектакль в 12 лет неправильно. Он просто не поймёт всего того, что вложено в сложнейшую пьесу. Другое дело 15-16 лет, когда идёт становление личности, когда на первый план выходят проблемы самоопределения, свободы, взаимоотношения с социумом.
- Но ведь учителя порой не сильно вникают в рекомендации по возрасту. Детей в театр вообще ведут в добровольно-принудительном порядке.
- Плохо всё, что принудительно. Как нужно относиться к целевым спектаклям - вечная проблема. Конечно, хорошо, когда человек приходит и покупает билет через кассу, но это происходит далеко не всегда. Поэтому лучше прийти в театр, чем не прийти вообще. Но если учителя грозят школьникам двойками за отказ от посещения спектакля, то это насилие.
- К благотворительным показам для трудных подростков это относится? У ТЮЗа есть такая практика, только исправит ли их это?
- Театр не исправительное учреждение, у него другие цели и задачи. Но доставить миг радости или заставить о чём-то задуматься - это миссия театра. Вне всякого сомнения, пусть люди, которым некуда пойти или которым неуютно дома, лучше окажутся на нашем спектакле.
Королевы ТЮЗа
- Специфика ТЮЗа - наличие в труппе театра травести. Но актрис, которые смогут сыграть и мальчиков, и девочек, единицы.
- Время не стоит на месте. Когда-то актрисы этого амплуа были королевами ТЮЗа, несли на себе весь репертуар. Но если сейчас зритель придёт в театр и увидит не очень молодую женщину, которая играет мальчика, это будет ТЮЗ старых времён. Мы должны играть молодых и юных, и молодые актёры на это способны.
- А как вообще оцениваете потенциал омских актёров? Они могут сделать карьеру на столичной сцене?
- В смысле уехать в Москву? Для чего? Чтобы изменить место проживания? Каждый сам делает свой выбор. Мне хочется верить, что омские актёры любят свой город.
- С точки зрения питерского режиссёра театр в провинции охарактеризовать сможете?
- Провинция - это огромная страна. Другими словами, это всё, что не Москва и не Петербург. Я видел много людей в провинции, которые рвутся работать, развиваются как художники, и в этом смысле провинциальные театры оцениваю очень высоко. Но в той же столице есть актёры, которым ничего не надо, которые хотят только денег заработать. Я их не осуждаю, но в плане творчества мне эти люди не интересны. Пусть они будут звёздами, пусть от них полстраны в восторге. Я от них не в восторге. Что касается Омска, то это миллионный город с замечательным культурным центром, где есть много интересных людей.
- Саму театральную жизнь города оценить успели?
- Я оценок не ставлю, у меня другая работа - я ставлю спектакли. Когда работаешь, то остаётся очень мало свободного времени, чтобы сходить в другой театр. Поэтому видел немного. С большим уважением отношусь к академическому драмтеатру.
Без революции
- Свой первый спектакль в качестве режиссёра помните?
- Конечно! Мой первый в жизни театр - Финский театр в Петрозаводске, в котором шли спектакли на финском языке. Я поставил на русском и открыл Малую сцену театра - это было в новинку. Я тогда учился на пятом курсе. Кстати, второй спектакль здесь я поставил на финском языке.
- На финском? Иностранный язык для режиссёра не преграда?
- Профессиональный режиссёр может поставить спектакль на любом языке. И не нужно понимать дословно то, что говорят актёры. Здесь другая история - правдиво ли существует актёр на сцене? Это был интересный опыт.
- Что-то кардинально менять в ТЮЗе будете?
- Нет ничего хуже кардинальных перемен, переделок, революции… Я высоко чту те традиции, которые хранят в театре, ту историю, которая у него есть. Я постараюсь, понимая эти традиции, привнести что-то своё. Ломать ничего не буду. В этом театре нормальная труппа, много интересных актёров. С ними приятно работать, и это то место, куда хочется приходить.
Досье
Борис ГУРЕВИЧ, режиссёр. Окончил ЛГИТМиК. Ставил спектакли во многих театрах России и ближнего зарубежья. С омским ТЮЗом работает с конца 1990-х годов, где им было поставлено четыре спектакля.