Примерное время чтения: 5 минут
208

«Берегиня» - это наши корни. В Омске поставят спектакль-балладу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ в Омске № 13 30/03/2022
Режиссёр уже ставил спектакль с таким названием 17 лет назад, но тогда у него было совсем иное восприятие материала.
Режиссёр уже ставил спектакль с таким названием 17 лет назад, но тогда у него было совсем иное восприятие материала. / Ольга Коробова / АиФ

На 8 апреля в Пятом театре запланирована премьера. Её жанр режиссёр-постановщик определил как балладу, но на самом деле это не только музыка и голос, а ещё пластика и драма – всё «в одном флаконе».

Во время «Культурного завтрака» в ресторане «Где же кролик» создатели спектакля и занятые в нём актёры поделились некоторыми подробностями о «Берегине».

«ЧелоВЕК» Григурко

Режиссёр этой, не побоимся громких слов, многообещающей постановки – хорошо известный омичам Игорь Григурко. Когда-то он прибыл в наш город из Бурятии вместе с театром «ЧелоВЕК», потом работал в очень любимом публикой ТОП-театре. И вот сейчас ставит «Берегиню» в Пятом.

Он признался, что уже ставил спектакль с таким названием 17 лет назад, но тогда у него было совсем иное восприятие материала, да и отношение к жизни. И это был другой театр – последний спектакль Григурко для «ЧелоВЕКа».

Однако Берегиня по-прежнему является символом русской женщины - хранительницы очага. И в 20 песнях-балладах, которые прозвучат в спектакле, рассказывается история человека от рождения до смерти. Тут будут и колыбельные, и частушки, и свадебные песни, и горестные запевы. Создать всё это помогла известная в Омске фольклорист и руководитель этнопроекта KANVA. Евгения Амарцева.

Игорь Григурко много слышал о творчестве Евгении, поэтому просил с ней познакомить в надежде на то, что Амарцева научит актёров правильно исполнять народный вокал. В результате Евгения сама тала исполнительницей роли Берегини.

«Все артисты учатся классическому эстрадному вокалу, но он вертикальный, а народный - горизонтальный. И нам нужен был педагог, который поставит ребятам народный звук, народный голос. Я уже слышал от разных людей о Евгении, попросил нас познакомить. И как только она зашла, я сразу понял: вот она, Берегиня», - поделился режиссёр.

Премьера спектакля состоится 8 апреля.
Премьера спектакля состоится 8 апреля. Фото: АиФ/ Ольга Коробова

В результате Евгения согласилась не только учить вокалу других, но и сама играть в спектакле, и петь она будет 18 из 20-ти баллад (две истории будут инструментальные). Евгения также стала соавтором музыкального материала спектакля.

Стилизация, но правильная

Руны, народная музыка, обряды – всё это будет основой «Берегини», однако это всё же больше стилизация, художественная переработка, некие фантазии на тему, нежели строгое следование традициям. «В спектакле у музыки нет аутентичного фольклорного звучания. Мы сохраняем текст, в некоторых произведениях у нас остаётся чёткий напев, но всё же это современные художественные вариации на тему традиционных песен. Несмотря на то, что есть определённые требования и важные моменты в певческих традициях, самое главное - как в ней звучит человек, какой он внутри», - считает Евгения Амарцева.

Всё песни будут исполняться артистами вживую, но музыка будет звучать в записи. Дело в том, что над аранжировками работают музыканты из Улан-Удэ Анастасия Дружинина и Юрий Банзаров. Это давние коллеги-соавторы Игоря Григурко, и для него было важно, что они работают именно в театре (Государственный бурятский академический театр драмы имени Х. Н. Намсараева), то есть понимают специфику музыки и пения. При этом музыканты используют этнические инструменты – комуз, калюку и другие. Но это, уверены авторы, только придаст очарования и разбудит в душе каждого зрителя глубинную народную суть.

Все мы едины

«Это же наши корни! То, что заложено природой, «прошивка» наша. В жизни мы обрастаем масками, но, работая с этим материалом, приходишь к самому себе», - говорит актёр Михаил Синогин.

«На уровне наших корней мы все очень похожи. Литовские колыбельные или русские – они все вызывают похожие эмоции. Это то, что нас объединяет! Когда мы пытаемся услышать голос предков, мы понимаем, что он практически один на всех», - поддерживает актёра заместитель директора Пятого театра Елена Мамонтова.

Кстати, все артисты единодушны: спектакль станет очень сильным по своему эмоциональному заряду, который они будут доносить до зрителя. А Игорь Григурко уверен: так как играют два состава, это будут два совершенно разных спектакля, и надо обязательно посмотреть обе версии.

Но есть актрисы, которые будут играть в обоих постановках, только… меняться ролями. Это Мария Долганёва и Елена Лукманова, и роли у них прямо противоположные – Горе и Ангел. Как они будут перенастраиваться с белого на чёрный и наоборот? Это, конечно, надо увидеть.

Но песней единой

В спектакле много сложной хореографии, силовых трюков. Артисты в гримёрке даже хвастаются, у кого где новый синяк появился (разумеется, в шутку). По словам актёров, «Берегиня» их всерьёз объединила.

«Я всегда считал, что у нас очень дружный коллектив, а этот проект нас ещё больше сплотил, и это чувство партнёрства - огромный плюс, - говорит актёр Станислав Горенбахер.

«Внутри театра образовалось ощущение жизни, любви, света, команды. Есть ощущение, что театру нужна была работа, где люди посмотрели бы друг другу в глаза и заговорили на одном языке», - поддержала коллегу Мария Долганёва.

И ещё один яркий штрих к «портрету» будущего спектакля: яркие аутентичные костюмы создаёт известный омский дизайнер и автор собственного бренда Анна Долганёва. Постановщики мечтают перед премьерой «Берегини» сделать фотосессию костюмов и устроить в театре выставку, чтобы зрители смогли во всех подробностях разглядеть уникальные наряды.

12+

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах