В «Пятом театре» прошли два моноспектакля народного артиста России Александра Филиппенко: «Демарш энтузиастов» и «В поисках живой души». В своем первом спектакле артист окунул зрителей в далёкие 60-е годы. Он читал отрывки из произведений В. Аксёнова, В.Высоцкого, И. Бродского, Ю. Левитанского, С. Довлатова, Б.Окуджавы, М. Жванецкого… Спектакль «В поисках живой души» – это попытка найти отражение нашего «сегодня» в текстах разных, по-своему замечательных авторов. Здесь громко прозвучали Н. Гоголь, С. Есенин, А. Платонов, В. Шаламов, Ю. Домбровский.
«Я за редактора и за режиссёра»
omsk.aif.ru: – Александр Георгиевич, Омск первым увидел ваши два выступления? Это премьера?
Александр Филиппенко: – Премьерой считаю, так и напишите! Вообще же, не имеет это значения. Мне важно, чтобы я был спокоен, когда я выхожу в огромный зал. Концерт в Омске – это, можно сказать, репетиция. И я благодарен за такую возможность «Пятому театру».
omsk.aif.ru: – Как прошли спектакли, на ваш взгляд? Откуда взяли силы для выступления?
А.Ф.: – Труднейшие были два дня. Больше не буду так планировать выступление. Откуда силы взялись, не знаю. Из «Пятого театра». С Иртыша. Выходил сегодня на балкон, дышал.
omsk.aif.ru: – Кто помогает вам при создании представления?
А.Ф.: – Программа называется «Три вечера с Александром Филиппенко». Кто мне ещё нужен? 13 октября в Москве, в Концертном зале Чайковского пройдёт «Демарш энтузиастов», а 3 февраля – «В поисках живой души». Им антракт надо будет сделать: в буфете попросили. Вы же понимаете, что нужно продумать в таком случае конец первого акта и начало второго. Это всё огромная работа, которой я не должен заниматься. Так случилось, что я за редактора и за режиссёра. Благо, образование Щукинского театрального училища есть. И этим я занимаюсь на сцене с 1958 года.
«На спектаклях подмигиваю зрителям»
omsk.aif.ru: – Получается, что спектакля три. Расскажите о них подробнее.
А.Ф.: – Все три вечера я посвящаю разным людям. «Демарш энтузиастов» посвятил Станиславу Рассадину. Умнейший человек, литературовед, строгий кодекс чести у него. Были с ним немного знакомы. «Поиск живой души» посвящён Михаилу Ульянову. Вспоминаю гастроли в Омске. День он играл Ленина, через день Сталина, потом Степана Разина. Это мог себе позволять только истинно свободный человек в нашей зависимой и продажной профессии. Третий спектакль посвящаю Ролану Быкову. Это будет вечер советской сатиры «Смех отцов». В нём раскрывается тема шута и государства, которая волновала Ролана. С Роланом мы всего раз встречались, когда я снимался в его фильме «Внимание, черепаха!». Он помогал мне. Я считаю, что есть люди, которые должны помогать актёрам. От чистого сердца, не требуя ничего.
omsk.aif.ru: – Что вы делаете, чтобы передать подобные мысли зрителю?
А.Ф.: – В спектакле «В поисках живой души» подмигивал зрителям, обращая их внимание на то, как сказано. Например, у Левитанского: «И все ж строка – она со временем прочтётся, И перечтётся много раз и ей зачтётся, и всё, что было в ней, останется при ней». Первый раз читал Шукшина. В финале вынес 3 микрофона со стойкой, когда читал Гоголя. Так же заканчивался мой спектакль «Мёртвые души», за который я получил в 1998 году Госпремию.
omsk.aif.ru: – Упомянули и про дело по кировскому лесу Алексея Навального. Это же тоже имеет своё значение?
А.Ф.: – Это у меня выскочило. Сразу вспомнил КВНовское, физтеховское время. Маслякова тогда не было. У нас существовало правило «Слово не воробей: поймают и вылетишь». Про кировские леса сказал только в Омске.
«Телевизор не смотрю – не интересно»
omsk.aif.ru: – Александр Георгиевич, что Вы можете сказать о современном состоянии телевидения, об авторах?
А.Ф.: – Я не смотрю телевидение, мне не интересно. Авторы часто присылают свои тексты. Проблема, я считаю, одна: их испортила мыльная опера. Все пишут в этом стиле. Например, сериал «Бедная Настя», в котором у меня был огромный опыт, это классическая мыльная опера. Нанимали консультантов из Америки, сами ездили в Голливуд на практику. Главное там – это экшн, экшн, экшн! Ни о каком стиле и жанре речи и не идёт. А актёры на этом попадаются. С Ириной Муравьевой и Ольгой Остроумовой в то время работали. «Саша, неужели вот так надо?» – спрашивает Ира. Посмеёмся за декорациями, и выходим.
omsk.aif.ru: – Что скажете о работе ваших коллег. Цепляет?
А.Ф.: – Режиссёры Бутусов, Богомолов, Серебренников очень интересные. Бутусовская «Чайка» в «Сатириконе», богомоловский спектакль в «Табакерке» по «Заповеднику» Довлатова. Но я вижу, что театр слова ушёл, пришло время визуального театра.
omsk.aif.ru: – Чего же не хватает театру? Как должны работать на сцене?
А.Ф.: – Все: и режиссёр, и автор, и актёр – должны понимать своё место в формуле. Формулу эту должен найти сценарист. Режиссёр должен знать манеру актёрской игры, тогда он спектакль почти снял. Актёр должен понять, готов или нет играть. Если он подписывается, то должен всё делать.
omsk.aif.ru: – А сами всегда всё выполняете? Никогда не шли против режиссёра?
А.Ф.: – Нельзя идти против режиссёра. Ты откажись, если не нравится. Вот когда ты все сделал, ты можешь попросить «А можно я покажу, как я хочу?»
omsk.aif.ru: – Вы сказали, что театр слова ушёл. Неужели всё потеряно?
А.Ф.: – В основной массе своей. Но потом они придут. Звёзды из «Бедной Насти», говорят, как вы нас мало ругали. Кто-то не может выскочить сейчас из этих сериалов. А кто-то думает, как выйти. В Челябинске с камерным театром работал. Играл у них «Мёртвые души». Их ребята, посмотрев на мои концерты, потом что-то своё сделали. Этим надо заниматься. Актёр выступать должен, а не трепаться! Ответственными быть за то, что произносят со сцены.