«Они и так слишком много говорят, хотя, безусловно, хорошо это делают», – объясняет режиссёр Евгений Ибрагимов.
Нет здесь и кукол, что для кукольного театра довольно непривычно. Режиссёр новой постановки свой выбор оправдал другими выразительными средствами. Получился рискованный, но интересный театральный эксперимент в стиле хорошего современного европейского театра. Спектакль, от души наполненный музыкой, пластикой и эмоциями, абсолютно лишён слов и сюжета. Хотя, если задуматься, последние два пункта в рассуждениях о мимолётности человеческого существования явно необязательны.
Мимолётные миниатюры
В темноте на сцене то и дело возникают вспышки света и звука. В новой постановке «Арлекина», говоря театральным языком, пытались добиться полного ЗТМ, то есть затемнения. От происходящего на сцене действа зрителей не должны отвлекать ни надписи «выход» на дверях, ни пробивающиеся полоски света из-под них же. В перспективе руководство театра просматривает даже специальные заглушки для сотовых телефонов. Этакий отрыв от реальности должен, в первую очередь, помочь сконцентрироваться на происходящем на сцене, а, главное, задуматься. Если слов в спектакле нет, ничего другого зрителям не остаётся.
«Мимолётности» – это миниатюры, то плавно, то стремительно сменяющие друг друга на протяжении всего спектакля. Итоговый театральный продукт – это сюрреалистический ассоциативный коллаж, который ожидает у зрителей вопросы. Прежде всего, к самому себе. Отдельно стоит сказать и про актёров, которым пришлось пластическим способом передавать всю гамму чувств, например, кричать, плакать или смеяться без единого звука. Чего только стоит миниатюра с чертями и бутылкой алкоголя.
Главными героями спектакля становятся то персонажи, исполняемые актерами, то объекты, то силы природы. Актёрам пришлось сыграть сами мгновения жизни, которые сметает время. Несмотря на непростую задачу, омские кукольники справились с ней блестяще. Поставленный за один месяц спектакль уже на сдаче смотрелся абсолютно целостной, добротной и хорошо отрепетированной работой.
– Спектакль требовал репетиций, так называемого единого дыхания, потому как солистов здесь нет, а есть хорошая коллективная работа, – рассказывает актёр «Арлекина» Дмитрий Войдак. – Молчать на сцене, конечно не привычно, особенно, если ты любишь поговорить. Но мы это компенсировали шёпотом за кулисами, за что и получали замечания от режиссёра. В итоге оказалось, что отсутствие текста – это не так уж и плохо, и даже хорошо – не надо перед спектаклем занимать повторением роли. Что касается спектакля, то у каждого своя фантазия и своё понимание происходящего на сцене. Наверное, мимолётность – это и есть жизнь. Простая, сложная, узнаваемая всеми, но у каждого она своя. Мимолётная.
Фантазируем и думаем
Фантазийный спектакль на омской сцене поставил один из самых известных режиссёров-кукольников Евгений Ибрагимов (Чехия). По его словам, главная задача спектакля – заставить человека думать:
– Смысл у каждого будет свой. Развлекаться можно на канале СТС или в цирке, а в театре нужно думать. О чём? О мимолётности всего в этой жизни. Что такое мимолётность – то на этот вопрос ни один человек внятно ответить не может. Многим спектакль не понравится, я вас уверяю. Поэтому что все мы разные, на это спектакль и рассчитан. Я делаю время от времени подобные работы.
Отдельное внимание стоит уделить и музыке, которая завораживает не меньше театрального действия. Она хоть и не столь сюрреалистична, но притягательна. Музыку, пронизанную этническими мотивами разных культур, специально для спектакля написала питерский композитор Татьяна Алёшина, знакомая омским театралам по работе над «Сном в летнюю ночь». Что касается сценографии, костюмов, масок и различных объектов, то их к спектаклю придумала главный художник театра, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», заслуженный художник России Ольга Верёвкина.
И как отметил Станислав Дубков, директор театра «Арлекин», «хочется надеяться, что после спектакля зрители из зала будут уходить немного другими». В развитии фантазии «Мимолётностям» точно не откажешь.