Из 86 регионов России всего 13 полностью обеспечивают себя продуктами питания. В их числе Омская область. Только молочных продуктов поступает на прилавки омских магазинов более 800 тонн в сутки. Это как минимум на 10% больше, чем в прошлом году.
Переработчики говорят о переизбытке молочного сырья. Однако ощутимого падения цен на этот продукт первой необходимости почему-то не наблюдается.
Математика для потребителя
Итак, средняя стоимость литровой целлофановой упаковки молока составляет в Омске 20-25 руб. Для того чтобы выяснить, как она формируется, необходимо пройтись по всей ценообразующей цепочке.
- За литр молока самого высокого процента жирности (4% и более) нам дают 8,4 руб., - рассказывает Сергей Головачёв, руководитель крупного агрохолдинга с молочным стадом в 660 коров. - И такую-то цену для себя мы фактически "выбили", многие мелкие производители отдают молоко по значительно более низким ценам. А ведь именно мы, производители, несём самое большое бремя расходов: корова не свинья и не курица, её надо растить не один год. И земля для пастбищ и выращивания кормов тоже стоит недёшево.
Было бы понятно, чем продиктована такая цена за конечный продукт, если бы в магазине пакет молока стоил рублей 12-15, но его цена выше почти в два раза! По мнению Сергея Головачёва, главным ценоформирователем на молочном рынке являются именно переработчики. Сегодня на территории региона действуют три наиболее крупных переработчика молочной продукции. Это ОАО "Вимм-Билль-Данн ПП" (бывший "Манрос"), компания "Вита" и ЗАО "Любинский молочноконсервный комбинат".
Как снимают сливки
Молоко в 4% жирности к переработчику, не обременённому заботами о заготовке кормов и росте поголовья, поступает по цене 8,4 руб. за литр. На выходе же получается продукт с жирностью уже, например, 2,5%! Куда делись недостающие проценты? Они автоматически превращаются в очень приятный для переработчика "бонус" - сливки, сметана, масло. Причём он за это не заплатил ни копейки, но продал потребителю по вполне выгодной для себя цене.
Кстати, зачастую в стоимость продукта включают и затраты на модернизацию производства. Но это, по большому счёту, должно снижать, а не повышать цену на конечный продукт.
Между тем переработчики говорят, что никаких сверхприбылей они не получают. Всего 3% - такую цифру озвучил Антон Калтыгин, руководитель по внешним связям компании "Вимм-Билль-Данн".
Куда уходит молочная маржа
- Мы принимаем молоко у производителей по цене от 7,1 руб. до 11 руб. за литр в зависимости от качества, - говорит Антон Калтыгин. - Самое дорогое и качественное сырьё идёт на приготовление продуктов для детского питания. Говорить о сверхприбылях не приходится. Ценовую политику мы определяем в соответствии с конъюнктурой рынка. Молоко - продукт по большей части сезонный, и сейчас его избыток. Разумеется, допустить демпинга мы тоже не можем.
Самые популярные продукты компании "Вимм-Билль-Данн" марки "Весёлый молочник" в омские магазины поступают от переработчика по цене 14, 63 руб.( целлофановый пакет молока жирностью 2,5% и ёмкостью 900 гр). Бумажный тетрапак такого же молока приходит в розницу по цене 22,26 руб. В магазине цена этих товаров составляет в среднем 18,5 руб. и 26 руб. соответственно...
Сколько составляет среднестатистический "навар", может без труда посчитать любой школьник. Конечно, в эти наценки входят расходы, которые несут переработчик и продавец. Но разница в 7,1 руб. для производителя и 18,5 руб. для покупателя уж слишком ощутима. Можно предположить, что львиная доля в 11,4 руб. надёжно оседает в чьих-то карманах.
Но вот парадокс - практически все руководители крупных сетевых магазинов божатся, правда, на условиях анонимности, что их максимальная торговая наценка ну ни как не превышает 10-15%. И вот ещё одна небольшая, но очень прибыльная уловка тех, кто перерабатывает и разливает молоко: сейчас стандартная упаковка содержит в себе 900 гр. молока вместо 1 литра. Разница достается тому, кто это молоко фасует.
Конкурируя между собой, переработчики региональные и пришлые очень легко идут на временное, но довольно ощутимое снижение цен. Приём безотказный, но он имеет как минимум два мотива: либо это сознательный демпинг с целью удушить конкурента себе в убыток, либо размер получаемой переработчиком прибыли столь велик, что стоимость литра молока для рядового покупателя переработчик может снизить едва ли не до 12 руб.
По данным регионального минсельхоза, картина ценообразования на молочные продукты в Омской области сегодня выглядит так: менее 35% стоимости получает производитель, до 40% и более - переработчик, свыше 25% - продавец. Для сравнения, в Западной Европе распределение стоимости выглядит следующим образом: 60% - производитель, 30% - переработчик, 10% - продавец.
Как выгодно подоить корову
Изменить сложившуюся систему ценообразования производители намерены с помощью налаживания собственной переработки сырья. С целесообразностью такого подхода для крупных молочных хозяйств согласен и начальник управления животноводства областного министерства сельского хозяйства Александр Курзанов.
- Однако принести максимальный эффект для производителя собственная переработка молока может только в сравнительно крупных хозяйствах. Разумеется, строить собственную линию, если в хозяйстве всего десяток коров, экономически необоснованно. В этом случае областной властью разработаны механизмы и сбора молока, и дотаций для личных подсобных хозяйств. В принципе меры поддержки в области рассчитаны так, чтобы максимально учесть интересы и защитить любого производителя и вместе с тем отстоять интересы потребителя сельхозпродукции. К тому же сегодня основным конкурентным преимуществом на рынке становится качество продукта. А полностью обеспечить его может только высокотехнологичная переработка.
Кстати, высокотехнологичные методы способны обеспечить и сохранность молока. Это может быть и высокотемпературная обработка, и высушивание. Продукция из сухого молока, согласно новому техническому регламенту, должна идти строго под маркой "молочный напиток".
Разведённое не хуже цельного?
Остаётся только выяснить, какое молоко пьют жители области: цельное или разведённое водой порошковое? Пока сертификат на изготовление молочного напитка в Омской области получили только две перерабатывающие компании: "Манрос-М" (филиал Вимм-Билль-Данн") и ОАО "Вита". Но, по заявлению представителей этих компаний, на омских прилавках этот продукт так и не появился ввиду его неконкурентоспособности с цельным молоком. Планировалось сбывать молочные напитки в северных регионах, но и там потребитель отказался от сначала высушенного, а затем разбавленного водой напитка. В омском регионе сухое молоко изготавливается, но идёт в строгом соответствии с технологией на приготовление мороженого, сгущёнки, сыра и йогуртов. В текущем году молочная промышленность использовала 1200 тонн этого продукта.
А вот питьевое молоко, как заверяют переработчики, - это исключительно цельный продукт, а не разведённый водой субстрат. Хотя, по их же мнению, разведённое сухое молоко ничуть не хуже цельного. Однако согласно существующему единому евростандарту, такое разведённое сухое молоко проходит под маркой "восстановленное", и цельным его никто не называет. Именно об этом парадоксе говорил совсем недавно премьер-министр России Владимир Путин: практически все переработчики в стране увеличивают изготовление и импорт сухого молока, но указывать на упаковке, что в продукте есть этот ингредиент, почему-то стесняются.
Возможно, такое отношение к потребителю - результат монополизма на рынке переработки. Когда крупным игрокам, вместо того чтобы конкурировать в цене и качестве, проще договориться между собой и безбедно существовать за счет рядового покупателя. В такой ситуации любая госпомощь производителю в молочной отрасли просто становится для монополиста ещё одним источником дохода. Пока переработчик и продавец диктуют правила игры, они и будут забирать себе львиную долю прибыли.
Число вариантов для решения этой острейшей проблемы резко ограничено - это либо жёсткое регулирование цен со стороны государства, либо помощь производителям в создании собственных перерабатывающих производств. Как это уже делается в Омской области, где в Знаменском районе недавно был открыт новый мобильный современный молокозавод. Ставку именно на такие предприятия и делают в области, чтобы уйти от диктата цен монополистов. Власть, убирая лишние звенья в цепочке производитель-потребитель, решает как минимум две основные задачи: помогает реальному производителю и делает самый необходимый после хлеба продукт качественным и доступным для всех.
Кстати
В 2009 году из областного бюджета в агрокомплекс было направленно 714 млн. руб., из них 233 инвестировано в молочную отрасль. В результате стоимость пакета молока обходится рядовому потребителю в среднем на три рубля дешевле.