Примерное время чтения: 6 минут
51

Политика "лишнего билетика"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. "АиФ на Мурмане" 07/10/2009

Для того чтобы омская филармония вышла на самоокупаемость, нынешние цены на билеты нужно было бы увеличить как минимум в четыре раза. И потеря зрителя стала бы неизбежным следствием.

"Такому учреждению всегда будет необходима либо поддержка государства, либо помощь спонсоров и меценатов. Но ни одна филармония в мире не сможет претендовать на серьёзные финансовые вложения из государственного бюджета или частных источников, если в ней не налажена эффективная система управления, - считает Сергей БАННИКОВ, директор Омской филармонии.

1 октября филармония открыла юбилейный 70-й сезон. Интересен он не только большими творческими планами, но и внедрением современных технологий. О том, как работает новая программа управления продажами и что от этого получим мы, зрители, нашему еженедельнику рассказал руководитель филармонии Сергей Банников.

Не пионеры, но...

- Речь идёт о целом комплексе мероприятий по созданию персонифицированной базы данных зрителя. Это позволит, во-первых, отслеживать продажи билетов и спрос в режиме реального времени; во-вторых, иметь точное представление о том, какая публика приходит на мероприятия филармонии; в-третьих, контактировать со зрителями в индивидуальном порядке, предоставляя им информацию о мероприятиях, исходя из их личных предпочтений. На первом этапе мы начали внедрение именных пластиковых карт слушателя. Карта предоставляет скидку 3% на любые концерты коллективов филармонии и позволяет участвовать в акциях. Это может быть розыгрыш бесплатных билетов среди владельцев карт, предложение более высоких скидок на отдельные мероприятия. На карту всегда можно забронировать места, выкупив их в удобное для зрителя время. Кроме того, владельцу предоставляется индивидуальная информация о планирующихся концертах и гастролях в соответствии с его личными вкусами.

- Вы сказали, что карты - это первый этап. Что планируется ещё?

- В течение этого года процесс продажи билетов будет автоматизирован во всех точках города. Сегодня купить билет на то место и тот ряд, который хочет зритель, можно только в кассе Концертного и Органного залов. В других точках человек вынужден выбирать из того, что есть в наличии у кассира в данный момент. После технического оснащения информация о ценах, о наличии мест и рядов на те или иные концерты будет доступна во всех точках продаж в городе. Таким образом, контроль продаж ведётся в режиме реального времени. Это удобно и зрителям, и самой филармонии.

- Известно, что в столице такие технологии применяются уже несколько лет. Вы имеете контакты с другими регионами. Как выглядит Омск в этом отношении - мы в пионерах или в "догоняющих"?

- Всю страну я оценивать не могу, но знаю точно: мы далеко не первые, хотя и не "догоняющие". Этот процесс достаточно трудоёмкий и недешёвый. Филармония сегодня подошла к такому моменту развития, когда это стало необходимо и когда мы можем себе это позволить.

Закон ажиотажа

- Отразился ли нынешний кризисный год на бюджете филармонии?

- В финансировании, которое выделяется региональным правительством, в 2009 году снижений не было. Но кризис повлиял на покупательскую способность населения. Цены на билеты мы не снижали, поскольку это противоречит экономическим принципам управления: невозможно продавать продукт ниже себестоимости. Хотя у нас сохранилась система льгот для определённых категорий зрителей и благотворительные концерты.

- Сколько процентов расходов филармонии покрывает доход от совместного проведения и технического обеспечения гастролей?

- Могу сказать, что это позволяет частично покрывать расходы на содержание имущественного комплекса и коммунальные услуги.

- Гастролёров, желающих приехать в город, много. Они разные как по жанрам, так и по качеству. В филармонии ведётся отбор, фильтрация, кого "пускать", а кого - нет? Или вы открыты для всех?

- Мы рассматриваем все предложения, но по двум критериям: финансовая составляющая, то есть рентабельность и доступность народу, и график. Потому что основу сезона составляет работа своих коллективов. И если приезжий концерт по срокам совпадает с проведением, к примеру, двух наших мероприятий, тогда уже встаёт вопрос выбора. И решается он опять-таки по экономическим параметрам.

- Объясните такой парадокс: почему человеку не жаль отдать 3-4 тысячи за концерт того же Григория Лепса, а 300-400 рублей за билет на концерт Симфонического оркестра с каким-нибудь приглашённым солистом кажется очень высокой ценой?

- У каждого концерта и исполнителя есть свой зритель. Но я думаю, сказывается и менталитет: на свой коллектив я всегда успею сходить, а Лепс приезжает раз в несколько лет. Ажиотаж ведь формируется ещё и количеством концертов. Недавний пример в филармонии одного из соседних регионов. Долгое время здание было на реконструкции и коллективы не выступали. В городе возник культурный "голод". И когда филармония открыла кассы, билеты на весь сезон были раскуплены за пару месяцев. Долгое отсутствие продукта на рынке спровоцировало повышенный спрос.

Опасно говорить "нет"

- До прихода на должность директора филармонии вы 9 лет проработали в госструктуре - в министерстве социального развития. В широком смысле ваши обязанности, т. е. руководство, не изменились. Но всё-таки сферы работы разные. С чем - новым для вас - вам пришлось столкнуться?

- Мне хорошо знакома хозяйственная деятельность: в министерстве я курировал работу более 50 организаций. Министерство - это орган исполнительной власти, чиновничья работа. От этой работы многое зависит. Принципы управления везде одинаковые. Разница заключается в целях и задачах, которые ставит перед собой то или иное учреждение. У меня в первую очередь изменился круг общения - дирижёры, музыканты, руководители коллективов. Расширились познания в этой отрасли. Стал чаще и больше слушать хорошей классической музыки. Я заметил, что музыка влияет на психологическое состояние человека. После концерта чувствуешь себя отдохнувшим.

- Даже если присутствие на этом концерте - часть работы?

- А так не получается, что присутствие - это работа. Ты ведь слушаешь музыку...

- Да, но есть альтернатива: закончив рабочий день, пойти домой или остаться на концерт, чтобы проконтролировать, как функционируют все службы...

- Опасно отказываться, говоря "нет": можно пропустить в этой жизни что-то очень интересное.

- Какие задачи вы как руководитель сегодня сами ставите перед собой?

- Их две: развитие наших коллективов и работа со слушателем, чтобы филармония была престижным местом, куда было бы очень сложно купить билет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах