Примерное время чтения: 8 минут
88

"Творчество рождается в порядке"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ в Омске 08/07/2009

Теперь в Омском академическом симфоническом оркестре обязанности главного дирижёра и художественного руководителя исполняет один человек - Дмитрий Васильев. Евгений Самойлов - до недавнего времени художественный руководитель оркестра - свой пост оставил.

"Возможно, и оркестру, и публике лучше вместо двух своих дирижёров видеть больше приглашённых из разных регионов России и стран мира", - считает Дмитрий Васильев.

Когда 43 года назад маэстро Сёмен Коган создавал омский оркестр, предполагался только один дирижёр. Так было всегда, и только в 2005 году руководство филармонии решило пойти на эксперимент и пригласить сразу двух. Сегодня у коллектива вновь единый лидер.

Недостижимый Венский

- Симфонический оркестр последние десять лет находится в расцвете своих творческих сил. Коллектив ездит на гастроли, его приглашают на фестивали, дают хорошие отзывы в прессе. За счёт чего оркестру удалось добиться успеха?

- Основа - это кадры, уровень музыкантов. Но даже самые талантливые люди без творческой и человеческой дисциплины ничего не смогут сделать. Есть масса примеров того, как лучшие коллективы разваливались. Поэтому дисциплину я считаю краеугольным камнем качества. Не палочная она у нас, конечно. Музыканты не боятся предлагать дирижёру свои варианты, не боятся вспомнить, что такой-то мастер использовал удачный приём, который можно взять. Только дисциплина позволяет творить. В хаосе люди ничего не создадут - творчество рождается в порядке.

- Вы пришли в оркестр четыре года назад, когда коллектив уже был на волне успеха. На вас лежала большая ответственность. Какие задачи вы тогда поставили для себя?

- Да, оркестр был в хорошей форме. Но всегда есть куда стремиться, есть недостатки, над которыми надо работать. Музыканты стали лучше слышать друг друга, сейчас они с большей свободой играют вместе. Но теперь нам и этого кажется недостаточно. Есть некие "маяки": Государственный оркестр, Венский... Мы хотим играть так, как они. Понимаем, что это недостижимо, но всё равно стремимся.

- А что мешает омичам через несколько лет работы играть, как Венский оркестр?

- Есть объективные причины. Музыканты Венского оркестра - "сливки" европейского музыкального образования. Там каждый из них - музыкантище. Плюс ко всему традиции, дирижёры, которые с ними работают. Но это не значит, что они играют хорошо, их можно слушать, а омский оркестр - нет. Я говорю о технических тонкостях, о нюансах ремесла. Стройности, чистоты, стильности Венского оркестра нам не достичь. Но это не значит, что наш оркестр не может увлечь публику так же, как и Венский.

Секрет блокбастера

- Проблемы оркестров в России одинаковые в каждом городе. А если сравнить проблемы отечественных коллективов и западных?

- У нас сейчас проблема - докупить хороший инструментарий. Контрабасы, например. Выступая в Москве на фестивале оркестров мира, мы были вынуждены их арендовать. Везти свои в их нынешнем состоянии мы просто не осмелились. Нужны хорошие концертные костюмы, но этот вопрос, слава богу, сейчас решается. У западных коллективов проблемы другого уровня: промоушн, выход в "топ", продажа лучше, чем у конкурентов. А задачи одинаковые и у нас, и у них - играть чисто, стройно, в ансамбле и вдохновенно.

- Нужно ли сегодня продавать зрителю классическую музыку? Или своим авторитетом и мощью она сама себя продала на много веков вперёд?

- Да, она себя сама "продала", но не каждый знает об этих авторитете и мощи. Не каждый даже представляет, что он эту музыку любит. Не каждый обращает внимание, что в тех же голливудских блокбастерах именно симфоническая музыка, а не картинка создаёт ощущение тревоги или драйва. Практически в любом фильме - от "Хроник Риддика" до "Звёздных войн" и "Терминатора". Попробуйте выключить звук, и вы поймёте, что видеоряд на вас не производит никакого впечатления - только вместе с музыкой.

- Почти все программы оркестра прошедшего сезона были созданы в формате, задача которого - привлечь в зал простого человека, неискушённого в классике. Это и концерт рингтонов, и саундтреки к кинофильмам. Переходите на новый "менеджмент"?

- У меня, конечно, много "личных" планов: сыграть симфонию Малера, Дворжака, Сибелиуса. Но приходится себе в этом отказывать, чтобы привлечь к симфонической музыке дополнительный контингент.

Обезобразили Баха

- А классика, которая воспринимается многими исключительно как мелодия в мобильном - это нормально? Когда её воспринимаешь не из первоисточника, а через посредников? Это хорошо, если посредник удачный, а если нет?

- Классика вынуждена претерпевать различные трактовки и аранжировки. Вряд ли вы, придя послушать Баха, услышите ту же трактовку, что и во времена Баха. Его играли тогда совсем по-другому, на других инструментах, другими штрихами. Наверное, мы тоже с точки зрения современников Баха обезобразили его творение, ведь эпоха привнесла своё видение. Мне не нравится, когда Сороковую симфонию Моцарта исполняют под жёсткий рок-ритм или в стиле диско. Потому что от этого музыка теряет своё очарование, драматизм. Остаётся только красивая мелодия, которая ничего не выражает. А что отличает гения от таланта? Талант может написать красивую мелодию. Но только гений может вызвать этой мелодией слёзы. А ремикс - это уже суррогат. Но пусть для определённого числа людей знакомство будет хотя бы в таком виде. Хоть так какой-то вкус привьётся. Может, потом кто-то из них захочет услышать симфонию Моцарта в оригинале.

- В Европе, где вы были с гастролями, во время концертов тоже звонят мобильные телефоны?

- Намного реже. Как-то зазвонил телефон, и остальные так зашикали! Такое сразу негодование и презрение "поползло" (улыбается).

- Чем это можно объяснить?

- Культурой.

- Русские, выходит, некультурные?

- Что касается культуры общения, европейцы - люди более продвинутые. На Западе практически всё регламентируется законами, в том числе и неписаными. А у нас - всё от души.

Пусть аплодируют

- На концерты симфонической музыки, наверное, тоже проникает "киношная" неусидчивость, когда можно одновременно что-то есть, выйти из зала по делам, а потом вернуться?

- Я не скажу, что люди стали менее усидчивыми. Это зависит от нас, музыкантов. Если мы увлекли, тогда зал сидит в абсолютной тишине. Правда, в последние годы всё больше стали аплодировать между частями произведений... Я к этому отношусь нормально. Пусть аплодируют. Значит, нравится людям, и так они эмоции выражают.

- Филармония часто устраивает "мировые премьеры" - Симфонический оркестр исполняет то, что ещё никто и нигде не исполнял. Откуда такое настойчивое желание быть первыми?

- Это желание быть причастными к истории (улыбается). Можно в 20-й раз сыграть Пятую симфонию Чайковского. Обожаю её. Но мы современные люди. И нам нужны композиторы, которые говорят на нашем языке, знают наши проблемы, пишут о нашем нынешнем мире. А он уже далеко не такой, каким был во времена Чайковского. Хотя Чайковский будет современен всегда. Но исполнять только классику - это всё равно что всю жизнь читать только Пушкина и Шекспира и ни разу не открыть Гришковца или Пелевина. Мы не должны отсекать современных творцов только потому, что они ещё не стали классиками. И эта музыка, я заметил, находит у публики больший отклик, чем классика. Хотя она непростая.

- Если бы вы получили возможности, равные президентским, что бы вы урегулировали в сфере искусства на государственном уровне?

- Искусству нужен закон о льготном налогообложении для меценатов. Тогда многие вопросы были бы решены. На Западе спонсоры в очередь становятся, желая оказать помощь Чикагскому или Нью-Йоркскому оркестру. А те выбирают по репутации: кто будет генеральным спонсором, кто обычным. Вот вам ещё одна разница в наших проблемах: они не могут выбрать, а мы не можем найти.

Досье

Дмитрий Васильев родился 12 ноября 1972 года в городе Большой камень Приморского края. В 1997 году под его руководством был создан Тамбовский симфонический оркестр, с которым он работал в качестве главного дирижёра до 2005 года. В 2002 году Васильев получил Грант Президента Российской Федерации. С 2003 по 2005 год одновременно являлся главным приглашённым дирижёром Сочинского симфонического оркестра. В 2005 году Васильева пригласили на должность главного дирижёра Омского академического симфонического оркестра. С его приходом в репертуаре оркестра появилось более 50 новых произведений.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах