Раннее воскресное утро, 28 сентября. Четыре часа. Столкновение поезда и микроавтобуса произошло недалеко от села Ольховка, всего в десятке километров от границы России и Казахстана. Первые сообщения не поддавались логике.
"Автомобиль протаранил грузовой состав! Опора железнодорожного моста через Иртыш не выдержала: 21 вагон обрушился в воду!" - сообщали информагентства.
Переезд был исправен
Как такое было возможно, когда железнодорожный переезд, как полагается, был закрыт? Переезд охраняемый, более того, оснащен УЗП (устройство заграждения переезда). Оборудование было абсолютно исправно: барьеры-автоматы, звуковая и световая сигнализация сработали. Это подтверждает основной свидетель: дежурный по переезду.
По предварительной оценке, скорость "Фольксвагена" была не меньше 100 км/ч. "Фольксваген-Каравелла" перелетел через ограждения, вырвав "с корнем" этот самый УЗП, угодив точнёхонько в товарняк. От удара автомобиль откинуло на несколько метров назад.
- Водитель даже не пытался тормозить. Милиция не зафиксировала тормозного пути, - подтверждает тот же свидетель.
Опровергаем один из слухов: машина не упала в Иртыш. Мост через реку расположен в километре от места аварии. В воде оказались сошедшие с рельсов вагоны и... 110 метров (пролёт) моста.
Вагон за вагоном
Экспертной работы хватит на всех: специалисты до сих пор не могут детально разобраться, какая сила потянула вагоны в сторону? Почему силу удара не выдержала расчётная конструкция моста?
"Раненый" состав тащило ещё целый километр от переезда до моста. Всю эту дистанцию поезд волочился не по рельсам, разбивая под собой сотни шпал.
- От удара с рельсов сошли 24 вагона, в реку упал 21, три устояли на путях, - комментирует Алексей Пурышев, руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по Омской области.
На всей скорости
Пассажирский микроавтобус "Фольксваген" стоит на регистрационном учете в республике Казахстан. Водитель, Жанат Жумалинов, 28 лет, гражданин Казахстана. При ударе молодого человека выбросило из машины, он погиб на месте. Основная версия, которой придерживается комиссия, "водитель не справился с управлением". Почему? Он либо уснул за рулем, либо был нетрезв. Очевидцы располагают информацией, что мужчина возвращался из Ольховки со свадьбы брата. Якобы поругавшись с кем-то на празднике, молодой человек "на эмоциях" сел за руль. Но предположение, что Жанат пил на свадьбе, категорически отрицают все гости, ссылаясь на мусульманские обычаи. Защищают молодого человека и независимые свидетели. Дело за экспертизой и заключением судебных медиков.
Ремонт может затянуться
По оценке специалистов РЖД, на восстановление моста может уйти 1,5-2 месяца. К работам будут подключены также специалисты, проектировавшие эту железнодорожную переправу через Иртыш. Всего в мероприятиях по устранению аварии задействовано около 200 человек.
Вторая линия рельсов не повреждена: по ней продолжается пассажирское сообщение и начато обустройство двух блок-постов на обоих берегах Иртыша.
Мнение эксперта
Владислав Ковалев, заместитель руководителя Новосибирского СО Западно-Сибирского следственного Управления на транспорте СК при прокуратуре РФ:
- Причиной аварии стало грубое нарушение правил дорожного движения: водитель двинулся через переезд на красный сигнальный свет. Для расследования ДТП создана специальная межведомственная комиссия, куда входят также сотрудники Западно-Сибирского отделения РЖД. По итогам будет определена сумма ущерба, которую понесла железная дорога. На сегодняшний день следствие располагает двумя основными версиями: водитель не справился с управлением по причине того, что уснул, либо находился в состоянии алкогольного опьянения. О последнем можно будет говорить только после того, как будут готовы результаты лабораторных экспертиз на пробы алкоголя.