Примерное время чтения: 7 минут
148

Алексей Шостак: "Наша помощь бескорыстна"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. АиФ в Омске 25/06/2008

"Омичи часто тонут из-за своей молчаливости. Тихо уходят под воду, даже не крикнув, не позвав на помощь. Стесняются, что ли..."

Статистику спасенных из смертельных объятий водной стихии Александр Шостак, водолаз Омской поисково-спасательной службы, не ведет. Не припомнит он и случая, когда слышал слова благодарности от родственников или самих экс-утопающих. "Мы помогаем всегда бескорыстно, не за "спасибо", - улыбается он.

Заразные грязевые ванны

- Александр Анатольевич, сейчас у вас жаркая пора. Омичи высыпали на пляжи, спасаясь от зноя, заходят в мутные воды Иртыша. География самых опасных для купальщиков мест не изменилась? Где больше всего тонут?

- У "чертова места" дислокация та же - в нескольких метрах от берега Советского пляжа. На дне Иртыша здесь когда-то была вырыта глубокая яма - хотели строить пирс. Но перестройка заморозила работы. Много людей гибнет в районе Ленинградского моста со стороны левого берега. Нехорошая репутация у котлована, что рядом с Кирпичным заводом. Здесь погибают в основном дети, подростки. Водолазам в такие болота-лягушатники даже погружаться противно. Вода настолько грязная, что боишься подхватить коньюктивит, просишь у товарищей бутылку с питьевой водой обмыть лицо. А ребятня там плюхается, да и взрослые тоже таких грязевых ванн не чураются.

- Сейчас на омских пляжах редко встретишь отдыхающих без бутылки пива в руках. Из-за злоупотребления алкоголем чаще стали гибнуть?

- Вы знаете, наверное, чаще. Большинство утопших накануне последнего заплыва принимает на грудь в приличных дозах. Но не это меня подчас поражает. Однажды был вызов от отдыхающих на котловане в районе Московки. Когда мы прибыли на место, на наше появление никто из находившихся там людей не среагировал. С трудом нашли тех, кто позвонил спасателям. Компания молодых людей, среди которых была и подруга утопленника, как ни в чем не бывало продолжали что-то отмечать. Их товарищ был уже мёртв, мы его вытащили из воды. Вот такое наплевательское отношение к жизни подчас видишь. Диву даешься!

К водолазам хищники равнодушны?

- Говорят, после реконструкции Иртышской набережной у берега под водой оказалось много строительного мусора. Что можете посоветовать омичам, которым невтерпеж окунуться именно там?

- Я всем посоветую: не ныряйте в незнакомых местах. На дне Иртыша, действительно, много всякого хлама. Стекло, арматура, бетонные сваи... Но даже если под водой чистый песок, это ещё не говорит о безопасности места. Однажды нам довелось вытаскивать из воды тело молодого парня. За несколько часов до своей смерти он получил школьный аттестат. Казалось бы, вся жизнь впереди. На выпускной вечер парень решил искупаться в Иртыше, прыгнул в воду с берега, да так и не вынырнул. От удара головой о дно он сломал позвоночник. И таких случаев масса. Но это все негатив... Не хочется об этом вспоминать. А вот о том, как удалось спасти, к примеру, детские жизни мне думать всегда приятно. Однажды пятилетний кроха прыгнул с лодки и сразу ушёл под воду. Никто его исчезновения, кроме меня, не заметил. Я за ним сиганул. Глубина была для взрослого совсем небольшая, но для малыша хватило бы.

- Родители ребенка, наверное, вам до сих пор признательны...

- Что вы! Мама мальчика подбежала, выхватила своё чадо и унесла. Медалей за спасение утопающих у меня тоже нет. Чтобы получить награду, надо как следует оформить спасенного, затем руководство должно составить представление, ну и ещё несколько длительных бумажных процедур необходимо пройти. Некогда на это время тратить. Да и не за медали мы тут работаем. У нас ведь как получается: если спас семью с ребёнком, то ты - молодец! А если вытащил из воды полупьяного мужичонку, то это само собой разумеется.

- Самая большая глубина, на которую вам приходилось опускаться?

- 200 метров! Это мой личный рекорд.

- Иртыш и Омка вроде такими глубинами не примечательны...

- Конечно! Самое глубокое место - 20 метров, как ни странно, на Омке находится. А свой рекорд я установил во время прохождения срочной службы в аварийно-спасательном подразделении Тихоокеанского флота. Получается, именно армия дала мне путёвку в жизнь. А сегодняшняя молодежь так и норовит от неё "закосить".

- На такой глубине не встречали невиданных обитателей океана?

- Рыбы водолазов, как правило, пугаются. Хотя однажды приходилось спускаться под воду в ночное время суток. Свет прожекторов привлек океанскую живность, как и пузырьки от аквалангов. Подплывали любопытствующие, но трогать нас не трогали. Вообще к водолазам водные обитатели равнодушны. Они дайвингистов любят... (смеётся)

Секретный спасатель

- У Тихого океана, как известно, совсем не тихий нрав. Его называют кладбищем кораблей. Вам приходилось участвовать в крупных спасательных операциях?

- Не только в крупных, но и в сверхсекретных. Это ведь только в последние годы с информации о масштабных авариях был снят гриф секретности. Долгие годы и я хранил молчание о тех операциях, в которых принимал непосредственное участие. Не раз выезжали на поиски потерпевших крушение самолетов, вертолетов. Доставали со дня воздушные суда. Однажды атомная подводная лодка, заходившая в надводном положении в туман, столкнулась с выходившим из него огромным китобоем. 27 человек погибли сразу. Наша задача заключалась в том, чтобы облегчить жизнь выживших подводников после аварии, обеспечить их воздухом, питанием до того момента, когда их вытащат на поверхность.

- Страшно спускаться на такую глубину?

- Если соблюдаешь правила техники безопасности, то всё будет в порядке. При насморке, особенно сильном, спуск запрещен. Разность давления может привести к разрыву ушной перепонки. Быстро подниматься также нельзя. Можно заработать кесонную болезнь. Потом несколько дней придется жить в специальной камере, пока пузырьки воздуха из крови не исчезнут. Но главное, когда уверен в своих товарищах, которые ждут тебя наверху, то никакого страха не испытываешь, ничего не боишься. Правда, при первых погружениях определенный мандраж был. Некоторые случаи даже снились по ночам. Но с годами, с опытом ко всему привыкаешь. У нас, как у врачей, вырабатывается профессиональное... равнодушием это назвать нельзя. Скорее, привычка абстрагироваться.

- Могут ли омичи, отдыхающие на берегах Иртыша, рассчитывать на помощь спасателей сегодня? "Укомплектованы" ли пляжи такими специалистами?

- Спасатели должны быть на каждом пляже. Однако держать такой штат профессиональных ныряльщиков часто не по карману балансодержателям. К тому же много в Омске диких пляжей. Когда речь идет о спасении утопающего, то дорога каждая минута, даже секунда. Если человека не вытащили из воды в течение пяти минут, то вряд ли стоит это делать после.

- Перепады давления, температуры... Чтобы работать водолазом, надо иметь хорошее здоровье. Вы как себя в форме держите?

- В каком-то плане водолазом надо родиться. Физическое и психическое здоровье у человека должно быть в порядке. К примеру, отбор в севастопольской водолазной школе, которую я закончил ещё в молодости, был весьма жесток. Нас по 20 человек загоняли в декомпрессионные камеры, нагоняли давление. Тех, кто плохо переносил такие нагрузки, сразу отсеивали. Спорт для водолаза жизненно необходим. Футбол, баскетбол, легкая атлетика... Без регулярных физических нагрузок я бы вряд ли за 34 года "наработал" под водой более четырех тысяч часов. Это 166 суток!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах