Известный в Омске мастер Борис Торик отмечает 60-летие творческой деятельности. Отмечает в Либеров-центре как и положено художнику - персональной выставкой. А через неделю у него снова будут гости, которые поздравят Бориса Яковлевича с 76-летием.
Спектакли, созданные по его эскизам, идут и в ТЮЗе, и в "Галёрке", и в Музыкальном театре. Карандашные портреты актёров до сих пор висят в фойе "Пятого театра", составляя конкуренцию цифровым фотографиям. А ещё Торика знают как обладателя богатого баса, который много лет исполнял ведущие оперные партии в Башкирском государственном театре оперы и балета. В этом же театре он спустя годы работал главным художником, а потом ещё и сам оперного певца воспитал, что называется, для творческого экспорта.
Не иначе как "легенда"
На бесконечные расспросы о том, "как всё начиналось", отвечает: в театр его как будто сила какая-то тянула: "Хотя я ведь рисовал с детства. Помню, в школе плохо учился, но зато рисовал... А в театр меня впервые отец привёл, когда с фронта вернулся. И за кулисы страшно захотелось, любопытно было узнать, как всё это устроено и из чего. Потом в 15 лет я пришел в театр в надежде на работу, потому что мне уже просто было важно там быть. Но паспорта я ещё не имел, да и доучиваться в школе пришлось целый год. А в 1948 году меня, наконец, оформили".
Про Торика, ныне заслуженного деятеля искусств Башкирии, не иначе как "легенда" и не говорят. Ни в Башкирии, ни тем более в Омске, где он живёт и работает уже 12 лет.
- Одиннадцать лет существует Дом дружбы, и всё это время Борис Яковлевич с нами сотрудничает, - сказала на юбилее Наталья Степанова, директор Омского Дома дружбы. - Он делает сценографию театрализованных представлений и народных гуляний, целевая программа по пошиву национальных костюмов для старшего поколения - это тоже полностью его разработка. Костюмы по эскизам Торика мы отшиваем на башкирском театральном комбинате, и он лично ездит в Уфу принимать эти костюмы, следит за всем до последней детали. А ведь там остались люди, которые знают Бориса Яковлевича еще с тех пор, когда он работал в Башкирской опере и исполнял ведущие партии!
В Либеров-центре можно увидеть эскизы театральных декораций и костюмов к спектаклям, галереи портретов актёров омских театров, среди которых Елена Псарёва, Ножери Чонишвили, Евгений Смирнов, Валерий Алексеев.
Про один такой потрет на юбилейном вечере вспомнил актер театра "Арлекин" Эдуард Ураков: "Проходя мимо нашего маленького театрика в старом здании на проспекте Маркса, он всегда заглядывал в гости, приветствовал нас. А потом было решено, что Торик нарисует мой портрет. Сначала он что-то набрасывал, потом мы выпивали немного вина, потом снова набрасывал. Вот таким образом примерно к полуночи портрет был готов..."
"Я всё-таки художник"
Для того чтобы придумать оформление к спектаклю Музыкального театра "Евгений Онегин", Торик специально по пушкинским местам ездил. А потом еще и сам спел... "Через некоторое время, правда, подумал, что мне это не подходит, - я же всё-таки главный художник, да и режим тут строгий: не болеть, не простывать, голос беречь. Пришлось искать себе замену. Так я переманил сюда одного актера из Уфы", - смеется Торик.
Коллеги из Музыкального театра, пришедшие на юбилей, ситуацию поддержали тут же, заставив Бориса Яковлевича продемонстрировать собравшимся свой бас. Торик подхватил "Из-за острова на стрежень", но после исполнения погрозил "зачинщикам" кулаком. Правда, при этом по-доброму улыбнулся.
Занавес открывается, и зритель видит сказочный мир, придуманный Борисом Ториком. На спектаклях, созданных по его эскизам, почти всегда первые аплодисменты достаются не актёрам, не режиссёру и не оркестру. Они звучат в адрес замечательного художника.