Режиссер только создает миф. Задач продюсера - этот миф оплатить.
"Снять 170 серий про любовь с тремя актерами гораздо проще, чем один горький фильм про сельского труженика", - считает Виктор Серов, генеральный директор Западно-Сибирской киностудии.
Глава новосибирской "фабрики грез" приехал судить омичей - молодых режиссеров. Если точнее, выступил в качестве председателя жюри первого открытого фестиваля "Любительское кино + Profi". О "средних" кинобюджетах, "быстрых деньгах" и "государственном тормозе" мы беседовали с гостем за пару часов до открытия фестиваля.
- Виктор Афанасьевич, вы как продюсер можете пойти на риск и вложить в молодой талант деньги, дать человеку шанс?
- Могу, только у меня нет таких денег. То есть на документальное кино я даю регулярно, но игровое - это сумасшедшие цифры.
- А сколько новичку хватит для первого раза, чтобы проявить талант и снять нормальное кино?
- В прошлом году государственные расценки были такие: 26-30 минут - от 900 тысяч до миллиона рублей.
- Для игрового фильма "скромный бюджет" - это сколько?
- Есть сюжеты, которые снимаются в одной деревне и ее окрестностях. А есть такие, которые снимаются на Северном полюсе, куда поездка экспедиции, проживание и питание будет стоить бешеных денег. Я могу сказать, что средняя стоимость 30-минутной "мыльной" серии - 50 тысяч долларов. И это очень скромная цифра.
Отдайте хоть 15%!
- У нас в городе нет киностудии. "Расти" молодым режиссерам в Омске, по сути, негде. И это - ситуация, одинаковая для многих городов. Кто же нам через пять-десять лет будет награды с международных фестивалей привозить? Кем страна похвастается?
- Когда власти говорят, мол, давайте сначала экономику построим, а потом культурой займемся, так они пытаются "дважды два" превратить в "пять". Без культурного гумуса в экономике сделать невозможно ничего. А формула киноуспеха нехитрая: сценарий плюс режиссер плюс продюсер с деньгами.
- Снимет дебютант фильм. А дальше? Ни телевизионные каналы, ни прокатчики рисковать не хотят. Куда же молодым режиссерам деваться со своим шедевром потом, если у нас даже Андрея Звягинцева с "Изгнанием", завоевавшим престижные награды, в широкий кинопрокат не выпустили?
- Если бы сценарий его первого фильма "Возвращение" попал в руки жюри Госкино или продюсера любого канала, они бы прочитали его по диагонали и отодвинули на край стола. Снимать бы такое не стал никто. Прокатчики - бизнесмены, они про святое искусство не думают. Они на нем деньги делают. Телевидение вообще на сто процентов бизнес. Но тут как раз все срослось: какой-то продюсер поверил в талант Звягинцева. Проблема в том, что государство должно пересмотреть прокатную политику. Она сегодня невнятна и неправильна. Французы говорят: мы не отказываемся от американского кино, но 15% от выручки отдайте государству. И на эти 15% мы будем снимать французское кино, будем вкладывать средства в прокат и рекламу. У нас надо сделать так же, чтобы прокатчики отдавали часть средств государству на развитие отечественного кино.
Портреты олигархов - тоже доход
- Что же тормозит переход на новый этап в прокатном бизнесе?
- Госдума должна утвердить это на законодательном уровне. Я с 1994 года директор Западно-Сибирской киностудии. И все это время разговоры про французскую модель не прекращаются. Только реакции нет. Я не знаю, в каком звене этой системы застревает решение. Сие тайна великая есть. А пока прокатчики работают так, как работают. И закон не нарушают.
- А режиссеры, не имея выхода к зрителю, бегут в сериалы и в "быстрые деньги"...
- Знаете, можно рисовать портреты олигархов и быть очень успешным. А можно годами создавать один-единственный сюжет, а потом подарить миру шедевр, который останется на века. Режиссер свой путь выбирает сам. Тот же Звягинцев, наверное, не сможет работать на сериалах. Да, наверное, и не пойдет. Потому что таким родился.
- Каких тем, по-вашему, в кино сегодня не хватает?
- Нет фильмов для детей и про детей, анимации, нет добрых приключенческих лент и кино о нормальной семейной жизни. Очень не хватает фильмов о том, как живет простой человек в доме по соседству с вашим. Там ведь тоже свои коллизии. И чтобы рассказать интересно и глубоко про его "простую" жизнь, нужен большой талант. Может, омский фестиваль в этом смысле поможет кому-то раскрыться.