Примерное время чтения: 7 минут
59

ОСАГО "поправилось"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ в Омске 26/03/2008

С 1-го марта сего года вступили в силу поправки в закон об автогражданской ответственности. Это первое изменение в законе об ОСАГО с момента его появления в 2003-м году. Что ждет омичей? Как воспринимать новшество? Нужно ли немедленно менять страховой полис или другие документы? Мы обратились к специалистам, которые прокомментировали нововведения в законе.

Итак, для начала разберемся, какое из новшеств не вызывает у омичей непонимания. Пожалуй, самой ясной и "передовой" автомобилисты называют поправку, которая вступает в силу 1-го декабря 2008 г.: оформление документов о ДТП может осуществляться без участия сотрудников ГИБДД.

Не вызывает споров и разногласий среди наших читателей и такая поправка: в новых правилах нет понятия "13-го месяца". Раньше автомобилист, не успевший продлить договор со страховщиком и попавший в ДТП, мог рассчитывать на выплату компенсаций в течение еще одного месяца после окончания срока действия договора. Теперь же страховая компания прекращает работу с водителем в тот же день, когда истекает срок договора. Слов нет, поправка "строгая", однако она призывает автомобилистов к порядку и учит жить по плану. А разве это плохо?..

"Железо" стоило дороже жизни

Игорь Пушкарь, председатель Правления областной общественной организации "Общество по защите прав потребителей в сфере страхования":

- На мой взгляд, самым существенным в первой очереди поправок в Закон РФ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" является изменение порядка определения размера выплаты в случае причинения вреда жизни и здоровью потерпевших в дорожных происшествиях.

Как было

До 1 марта 2008 года максимальная страховая сумма по жизни равнялась 160 тыс. на одного и 240 тыс. руб. на всех потерпевших. Такой подход не позволял жертвам крупных аварий в полной мере компенсировать затраты, связанные с восстановлением здоровья. В случае смерти участников дорожного движения возмещались только расходы на погребение и убытки, связанные с потерей кормильца. Если же потерпевший кормильцем не являлся (ребенок, студент, пенсионер), то наследники погибшего получали от страховой компании только сумму, затраченную на погребение. Нередко эти суммы не превышали 10-15 тыс. руб., что сопоставимо со стоимостью не самой дорогой детали иномарки.

Явное несоответствие выплат по "жизни" и по "железу" подтверждают статистические данные Федеральной службы страхового надзора по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Так, за 2006 год при причинении вреда жизни и здоровью российские страховые компании выплатили - 236,8 млн. руб., а при причинении вреда имуществу потерпевших в 127 раз больше - 30 082 млн. руб.

В большинстве цивилизованных стран обратное соотношение. До 70% от общей суммы выплат приходится на возмещение вреда жизни и здоровью. Для "их" судебной практики характерны случаи, когда суммы, выплачиваемые за утраченное здоровье, значительно превышают стоимость самых дорогих транспортных средств.

Как стало

Сейчас при причинении вреда жизни и здоровью потерпевших максимальная страховая сумма на каждого составит 160 тыс. руб. независимо от того, сколько людей пострадало в аварии. Кроме того, в случае смерти пострадавшего его родственникам гарантирована компенсация в размере 135 тыс. руб. и возмещение затрат на погребение в пределах 25 тыс. руб. Лимит ответственности страховщика за вред имуществу не изменился - 160 тыс. рублей при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших и 120 тыс. рублей - одного потерпевшего.

Для дачников и не только...

Еще одно изменение обязательно порадует садоводов и других автовладельцев, сезонно использующих свое транспортное средство. Теперь договор ОСАГО можно заключать на три и более месяца (раньше минимальный период действия полиса ОСАГО равнялся шести месяцам).

За просрочку - неустойка

Теперь для рассмотрения заявления о возмещении убытков закон дает страховщику не 15, а 30 календарных дней. В тоже время поправки вводят обязанность страховой компании за каждый день просрочки в выплате уплачивать потерпевшему неустойку в размере 1/75 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в день, когда компания должна была исполнить страховое обязательство. Сегодня эта ставка 10,25%. Простой расчет показывает, что при этой ставке рефинансирования размер неустойки будет составлять 50% годовых.

В практике нашего "Общества по защите прав потребителей в сфере страхования" был случай, когда потерпевший получил возмещение только на 408-й день после предоставления всех документов, да и то только благодаря вмешательству общественной организации. Если бы в тот момент эта санкция действовала, то горемыка мог бы претендовать на неустойку в размере 55% от задержанной страховщиком суммы. На мой взгляд, новация заставит страховщиков серьезнее относиться к соблюдению сроков для исполнения своих обязательств.

Еще одна не очень приятная новость - упразднение 30-дневного льготного срока после окончания действия договора, в течение которого страхователь мог оплатить страховку на новый срок. Теперь, чтобы не быть оштрафованным инспектором ГИБДД за отсутствие полиса ОСАГО, заключать новый договор необходимо уже на следующий день.

В помощь инвалидам

С радостью воспримут новую редакцию закона и люди с ограниченными возможностями. Предыдущий его вариант предоставлял возможность частично компенсировать плату за полис обязательного страхования только инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения.

Сейчас круг лиц, которым компенсируется половина стоимости полиса ОСАГО, расширен. Бюджетные компенсации будут получать все инвалиды, имеющие машины "в соответствии с медицинскими показаниями", независимо от того, получили ли они их от государства или купили на свои кровные.

"Малозначительные" поправки

Ряд изменений если и затрагивает, то только интересы небольшой части водителей. Например, исключается фактически не применявшаяся норма, в соответствии с которой страхователь должен был за два месяца предупреждать страховщика о том, что он не будет продлевать договор ОСАГО. Отменена обязанность страховать прицепы к легковым автомобилям, которые принадлежат физическим лицам, а также наклеивать на лобовое стекло стикеры, подтверждающие факт заключения договора ОСАГО. Исчезло понятие "внутренней территории организации", пользуясь которой, недобросовестные страховщики нередко отказывали потерпевшим в выплате страхового возмещения, не имея на то законных оснований.

Плюсы и минусы поправок

Игорь Триколе, заместитель начальника УГИБДД УВД по Омской области:

- В новом Федеральном законе конкретизированы некоторые понятия, в частности, "потерпевший" и "страховой случай". Введен термин "прямое возмещение убытков" - возмещение вреда имуществу потерпевшего, которое осуществляется страховщиком, заключившим с потерпевшим - владельцем транспортного средства - договор обязательно страхования.

Безусловным плюсом считаем введение упрощенного порядка оформления документов о ДТП без участия сотрудников милиции (напомним, что оно вступает в силу с 1-го декабря 2008 г.). Но для этого должны быть одновременно соблюдены следующие условия: в результате ДТП вред причинен только имуществу; ДТП произошло с участием только двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована; обстоятельства происшествия не вызывают разногласий его участников и зафиксированы в извещениях о ДТП, бланки которых заполнены водителями причастных к ДТП транспортных средств.

Сумма выплаты потерпевшему в случае обращения к страховщику "без ГИБДД" не может превышать 25 тыс. руб. Потерпевший, получивший выплату по событию "без ГИБДД", не имеет права предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу.

Вместе с тем, страховщик имеет право назначить проведение независимой экспертизы причастных к ДТП транспортных средств. Это может произойти в том случае, если обнаружены противоречия, касающиеся характера и перечня видимых повреждений и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП. Считаем, что данный пункт не совсем четко проработан. Возникают вопросы: как будут производиться выплаты и будут ли произведены вообще, если в результате проведения независимой экспертизы будут установлены какие-либо противоречивые обстоятельства. Например, на автомобиле до этого ДТП уже были повреждения. Кроме того, закон не дает понятия "независимая экспертиза", а также не объясняет, кто будет ее проводить и каковы сроки проведения.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах