"Спрашивают тебя: "Кем ты работаешь?". Ты отвечаешь: "Клоуном". "А, - говорят, - дурак, что ли? Ну а в жизни-то ты кто, по профессии?" Люди не понимают, что клоун - такая же профессия, как и любая другая", - считает Сергей Василенко, цирковой артист программы "Лазерное Grand шоу".
- Говорят, чувство юмора есть даже у бога. Но вот людей без чувства юмора полно! Я часто сталкиваюсь с этим, когда работаю на манеже. Но там видишь сразу: кого из зрителей можно вывести, с кем поиграть, а кого даже не стоит трогать.
- Это что, как-то во внешности проявляется?
- По глазам все видно, все про человека можно прочесть.
- Что же, вы так сразу всех можете разглядеть? Многие артисты говорят, что на сцене вообще дальше первого ряда никого не видят...
- Ну это разве что в самом начале, когда ты еще волнуешься... А потом постепенно притираешься к манежу, раскрепощаешься.
- Подсадных зрителей сейчас используют?
- В единичных случаях. А так вся работа на импровизации.
"Аншлаг"? Обожаю!
- Сегодня еще существует разделение клоунов на рыжих и белых? Если не ошибаюсь, первые - насмешники, эксцентричные, активные, иногда до наглости. Вторые - всегда эдакие "мученики"?
- Рыжих большинство. Даже белый - он тоже немножко рыжий. Если раньше они работали только в парах, то теперь, распадись дуэт, рыжий моментально найдет себе работу, а белый в одиночку не сможет ничего. Рыжим быть лучше... чем нерыжим.
- Вам не кажется, что телевизионный юмор стал не просто "рыжим", но с каким-то грязным оттенком?
- Может быть. "Рыжий" юмор более простой, понятный каждому, иногда откровенно плоский. Возьмите хоть "Комеди Клаб" - там все рыжие.
- Клоунская репутация от этого не страдает?
- Да нет. Каждый смотрит то, что ему нравится. Кто-то идет на балет, а кто-то выбирает рок-концерт.
- Второсортный юмор в таком количестве - это потребность зрителей, или просто нас "кормят", а мы "едим", потому что нет ничего другого?
- Все это так долго было под запретом - и вдруг все разрешили... Раньше было жестко: ты кого-то послал - и у тебя сразу же возникают проблемы. На мой взгляд, сегодня это востребовано только потому, что ново - и пошлость, и ненормативная лексика.
- Вы смотрите телевизор?
- Ну, приходится.
- А передачи вроде "Аншлага" или "Кривого зеркала"?..
- Обожаю! Там можно взять для работы много приколов, только почистить их как следует и поднести без пошлости. Или вот взять американские мультики. Говорят, что мультфильм "Том и Джерри" прививает детям садизм. Ничего он не прививает. Ребенок вырастает такой, каким воспитывают его родители. Что они дадут ему в детстве, то он и впитает.
- Насколько ваша профессия сейчас востребована? Идут ли сегодня в клоуны?
- У молодежи другие интересы, другие взгляды на жизнь. Раньше было понятие служения искусству, стремление к чему-то. Теперь этого нет.
- То есть клоун - вымирающая профессия?
- Вымирающая?.. Ну, я бы так не сказал. Просто желающих единицы. Это слишком специфическое ремесло. То, что уровень клоунады сильно упал, это точно. Раньше пальцев на руках не хватало перечислять мастеров. Сейчас профессионалов единицы, да и те уезжают за рубеж.
- На западе клоунов больше ценят?
- Там другой уровень, другой зритель. Говорят, у нас сейчас тоже можно заработать деньги. Можно. Их хватит, чтобы выжить. Но чтобы жить - нет.
- На клоунаде реально построить бизнес?
- Разве что открыть школу клоунов.
Дворник богаче клоуна
- Частные "заказы" на клоунов - распространенное явление?
- Это для тех, кто мелко плавает, у кого заработок копеечный. А таких в цирке много. Приходит молодой артист, а потом после первой же зарплаты ищет, где бы подработать. Хотя многие уверены, что клоуны деньги лопатой гребут. Да дворник в Москве и то больше получает!
- Есть такие, кто считает клоунаду жанром, недостойным высокой публики. Что вы им скажете?
- Миллионы людей не любят цирк. Просто у всех разные интересы. Всем не объяснишь.
- А детское восприятие цирка и клоунов как-то меняется?
- Нет, дети во все времена одинаковые. Они - самые благодарные зрители. Их не обманешь. Даже Чарли Чаплин, прежде чем выпускать фильм на публику, собирал детей и давал сначала смотреть им. Если они смеялись, значит, все нормально, можно и взрослым показывать. Я цирк впервые увидел, когда мне было пятнадцать. До этого вообще понятия не имел, что такое существует. Я жил в глухой деревне, у нас в семье даже телевизора не было. Потом как-то выехал в город и случайно увидел цирк. Вживую. Впервые. Не помню уже, что меня тогда поразило больше всего. Просто было интересно. Я поступил в училище и параллельно занимался в самодеятельности. Потом окончательно ушел в цирк.
- А свой образ клоунский вы долго искали?
- Честно говоря, сделать что-то новое трудно, когда столько всего уникального уже придумано. Вот, например, Чарли Чаплин нашел походку. Юрий Куклачев создал образ "кошачьего папы". Олег Попов стал "солнечным клоуном". У Карандаша чепчик, который ни с чем не спутаешь. Так что изощриться и проявить себя по-настоящему оригинально - сложно.