"Многие офицеры удостаиваются Ордена за личное мужество спустя десятилетия безупречной службы. Я получил эту награду буквально за несколько минут, стоя в оцеплении, закрывая спиной югославских ребятишек от обстрела сепаратистов", - говорит Игорь Денисов, человек, на глазах которого разрастался международный конфликт на юге Европы. Он был единственным омичом, осуществляющим миротворческую деятельность в самой кровавой войне на Балканах в качестве полицейского наблюдателя.
Мировое сообщество отмечает 10-летие со дня окончания балканского кризиса, в результате которого с карты мира исчезло государство Югославия. Игорь Денисов оказался одним из первых полицейских наблюдателей на Балканах. Пять лет мотался он по горячим точкам Югославии. Участвовал во всех миссиях ООН: Сербия и Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина.
На войне без оружия
- Мы, полицейские наблюдатели, по контракту не имели права носить оружие, вспоминает Игорь Денисов. - Так что любой конфликт, спровоцированный воинственными народами, можно было решить только одним путем. Путем дипломатических переговоров. На нашем "вооружении" были лишь каски, бронежилеты, радиостанции и машины. На кузове каждого автомобиля был установлен голубой флаг, обязательно с подсветкой, чтобы ночью по ошибке не обстреляли. Но обстреливали, будто бы случайно... Выжить нам помогало то, что все конфликтующие стороны все же считались с авторитетом ООН.
А вскоре после ввода контингента ООН, в Югославию были направлены войска НАТО. Это, на мой взгляд, шаг чисто политический. Германия, Бельгия, Италия скорее использовали Хорватию как плацдарм для закрепления своего влияния в Западной Европе. США также поддерживали хорватов и боснийцев для того, чтобы пристойно выглядеть в глазах арабского мира, а в дальнейшем получить доступ к колоссальным ресурсам мусульманских стран.
Спасла фамилия
- Какую же сторону поддерживали ооновские миротворцы?
- Мы обязаны были сохранять нейтралитет. И такая позиция, особенно со стороны российских миротворцев, не всегда была понятна сербам, видевшим в нас своих православных братьев. Наше правительство практически ограничилось благими пожеланиями Белграду о "мирных демократичных способах разрешения конфликта". Мы вообще не давали никакой оценки действиям сепаратистов. Реакция сербов была соответствующей: они стали называть нас предателями. Неординарный случай, произошедший в одной из стычек в городе Книне, дал нам возможность реабилитироваться в глазах православных жителей Югославии. Тогда наша работа полицейских пересекалась с деятельностью военных наблюдателей ООН. Одним из последних был капитан Кантария. Фамилия известна по школьным учебникам. В 1945 году дед капитана водружал знамя над Рейхстагом. Мы находились на демаркационной полосе между Хорватией и Сербской Краиной. Когда сербы в очередной раз готовились к вылазке, капитан Кантария снял свой шлем с обозначениями ООН, сорвал знаки отличия офицера, взял в руки автомат и вместе с сербами совершил бросок на территорию хорватов. Беспрецедентный шаг. Смелому бойцу грозил, как минимум, вылет из миссии или трибунал, как максимум - смерть во время жесткой атаки. Тогда сербам удалось прорвать линию хорватов и вернуться с победой. Все мы ожидали скандала. Однако этот инцидент ООН не придала огласке. Возможно, Кантария спасла фамилия...
Мина из консервной банки
- Воюющие стороны считали шиком выпустить автоматную очередь в сторону полицейских наблюдателей. Бывало, проезжаешь пограничный пост, а в твою гражданскую машину целятся из базуки. И не поймешь: то ли они шутят, то ли хотят, чтобы мы остановились. Ощущение не из приятных. Невольно сползаешь с сиденья, хотя понимаешь: базука - она и танк разорвет. Рисковали мы даже больше, чем наши военные наблюдатели. Как-то в начале миссии патрулировали границу, не зная в деталях маршрута. Наш "фольксваген" был набит под завязку. В автомобиле ехали двое русских, француз и два парня из Египта. Вообще наши экипажи были смешанными. И вот тогда мы наехали на растяжку. Если бы мина была заводской, вряд ли кто в живых остался. Однако и консервная банка с гвоздями и болтами так изрешетила нашу машину, что смотреть страшно было. Я сидел впереди, меня в шею ранило. Не повезло тем, кто сидел сзади. Один из полицейских получил смертельное ранение. Спустя некоторое время я уже настолько привык к опасности в любой момент подорваться на мине, что даже по приезде в Омске два месяца не мог ходить по газонам. Только четко по асфальту, как в Югославии.
Спальник как бабский сарафан
- ООН заботилась о своих миротворцах?
- Ежегодно государства, входящие в состав ООН, выделяли на содержание своих войск 640 млн долларов - цифра закрытая, добытая из служебных источников. Зарплаты у нас не было. Выдавали 90 долларов "суточных". В Омске я за месяц не зарабатывал и половины этого. Большая часть "суточных" уходила у меня на поездки в Омск. Этим я спасался от тоски по близким. Каждая страна помогала чем могла своим полицейским. Россия обычно запаздывала с помощью. Однажды партизаны отравили воду в источнике. Нам пришлось пить исключительно пиво. Целый месяц ходили пьяными. Прислали нам обеззараживающие воду таблетки. Но кто мог гарантировать их эффективность? С улыбкой вспоминаю наши спальники. Ребят из других стран обеспечили солидными спальными мешками. А нам прислали мешки из ткани для бабских сарафанов: все в цветочек. Стыдно было... Каски нам с родины выслали тоже необычные. Один неловкий поворот головой, и переносица перебита - настолько они были тяжелыми. А вот отечественные бронежилеты нам подчас жизнь спасали. На мой взгляд, такие казусы происходили "по неопытности" нашего государства. Ведь балканская миссия для России была первой....
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть