Тысячи омичей страдают различными психологическими расстройствами - испытывают проблемы со сном или ощущают безотчетный страх. Но при этом только единицы осмеливаются обратиться к квалифицированному психотерапевту или психологу. Почему? За ответом на этот вопрос корреспондент "АиФ в Омске" обратился к Николаю Чередову, специалисту, который пятнадцать лет был главным психотерапевтом Омска.
- Если человек испытывает расстройство сна или страх, он должен идти в психиатрическую больницу, - поясняет Николай Чередов. - Такой поход сам по себе - психологическая травма, ведь человек поневоле себя спрашивает: "Что я - псих, что ли?".
Врачей, как всегда, не хватает...
-А могут ли стрессы привести к серьезным заболеваниям?
- Конечно! Негативное эмоциональное состояние влияет на различные органы. Организм испытывает дисбаланс, возникают болезни. Даже определенные базовые эмоции могут приводить к повреждению тех или иных органов и систем. Например, тревога плохо влияет на желудочно-кишечный тракт, а гнев и раздражение - на печень. Кстати, психогенных, то есть приобретенных заболеваний, всегда было в пять-шесть раз больше, чем генетических - врожденных.
- В какой момент человек должен обращаться за помощью?
- К психологу или психотерапевту надо идти, когда наметилась психологическая проблема. Это может быть состояние эмоционального дискомфорта, неудовлетворенность собой или окружающими, нарушение сна, частые конфликтные ситуации или ощущение изоляции. Ну а если человек уверен, что он болен, то пусть обратится к психиатру. Лишним это не будет. Человек может считаться здоровым, если он не болеет, психически уравновешен и социально устроен. Если одного из компонентов не хватает, то это уже повод для беспокойства.
- Куда стоит идти с психологическими проблемами?
- В Омске есть три государственных учреждения. Это, прежде всего, психиатрическая больница, где есть психотерапевтическое отделение. Кроме того, такие же отделения есть в многопрофильной больнице и больнице восстановительного лечения на улице Магистральной. Безусловно, трех подобных учреждений для города мало. Даже по старым нормативам, которые, кстати, отменены, один психотерапевт обслуживал максимум тридцать тысяч человек. То есть в Омске необходимо оборудовать более тридцати приемных пунктов. К сожалению, государственного финансирования сейчас нет, и психотерапия - это платная услуга. Ну а частнопрактикующих врачей в городе сейчас несколько десятков. Рекламу, как правило, они не дают, действуют по принципу "сарафанного радио", когда выздоровевшие пациенты советуют специалиста своим знакомым.
Помощь не для всех?
- Сколько стоит работа квалифицированного психотерапевта?
- Если это просто психологическая помощь, то около 150-200 руб. за сорок минут. "Игровая" терапия, лечение алкоголизма и наркомании значительно дороже. Тысяча рублей за пятьдесят минут. При этом для решения первично заявленной проблемы обычно хватает от восьми до двенадцати занятий. Потом раз в месяц или раз в полгода проводятся корректировки. Вообще краткосрочная психотерапия длится три-четыре месяца.
- Скажите, а можно ли решить свои проблемы, не обращаясь за помощью к психологу?
- Человек всю жизнь решает проблемы сам. Если, например, у вас сломался телевизор, можно и самому попытаться его отремонтировать. В черно-белом телевизоре, по крайней мере, я в свое время разбирался самостоятельно. Но ведь можно обратиться к специалисту, который в этом разбирается. Пока сам научишься, можно что-то сломать или, как в нашем случае, ухудшить...
- Почему год от года стрессов становится все больше?
- Это связано с развитием цивилизации. Физической активности, которая сбрасывает стрессовое напряжение, становится меньше. А вот информации, которую каждый день получает человек, становится больше. При этом любая информация вызывает стрессовое реагирование. К сожалению, наша культура, в отличие от восточной, не учит "обрабатывать" информацию. Мы, как правило, умеем работать, но не умеем отдыхать. К тому же, очень быстро меняются стереотипы и уклад жизни, мы не успеваем быстро адаптироваться. В итоге "сжатие" многих событий во времени приводит к частым стрессам.
- А как вы сами снимаете стресс?
- Я использую все, что связано с восточными направлениями: медитация, йога. Все это я изучал как в Омске, так и в других городах под руководством наставников-мастеров. Самостоятельно научиться восточным техникам сложно. Кстати, как способ расслабления можно использовать любое увлечение. Я вот рыбалку люблю.
Все - на чистку коровников!
- Вы говорите, что физической активности у людей становится все меньше. То есть можно предположить, что в деревне, например, у доярок стрессов нет, поскольку помогает интенсивный труд?
- Стресс есть у всех! Если доярка встает в пять утра - это уже стресс. Просто в деревне стрессы другие, непонятные городским жителям. Как выжить, как кормом запастись? Другое дело, что отсутствие физической активности ведет к усилению влияния стресса. В каком-то смысле доярки здоровее валяющегося на диване городского жителя. Но в целом это миф, который создают горожане. Дескать, в деревне чище и лучше! А попробуйте-ка в мороз и зной коровник почистить!
- У знаменитого Билла Гейтса работает в штате более 25% аутистов. А в России и, в частности, в Омске, таких людей причисляют к тяжелобольным, хотя они обладают блестящей памятью и совершенными математическими способностями.
- Вообще-то, аутизм - совершенно определенный симптом. Эту болезнь можно воспринимать как эволюцию мозга, попытку природы развиться дальше. И пока генная инженерия не найдет каких-нибудь ходов, все попытки им помочь адаптироваться в жизни не решат проблему кардинально.
Хотя в нашей стране самая главная проблема детей, страдающих аутизмом, - это изоляция. Пока не будет изменено само отношение людей к психически больному человеку, ничего не изменится. Таким детям плохо живется в бытовом смысле. Я могу только посетовать, что в России три четвертых населения испытывает подобные трудности. Безусловно, надо организовывать социальные институты помощи. Но делать это должно не абстрактное государство, а люди - хоть бизнесмены, хоть чиновники, у которых что-то шевельнулось в душе.
Когда меня спрашивают: "Что должно произойти в обществе, чтобы стало лучше жить?". Я говорю то, что говорили и тысячелетия назад, - надо жить по законам нравственности. Кто-то из классиков однажды сказал, что пока в нации нет хотя бы десятка порядочных людей, она обречена на вымирание. Причем этот десяток должен управлять нацией.