В прошлых номерах "АиФ в Омске" вы писали об осквернении Кировского кладбища. Однако не только на этом погосте происходят безобразия. Могильные памятники и ограждения исчезают с омских кладбищ посреди белого дня. Если мы не испытываем уважения к покойным, какое уважение мы можем требовать к себе?
Сергей Семенов, г. Омск
Нередко обходя со своими сотрудниками одно из двадцати городских кладбищ, находящихся на балансе у комбината, Сергей Задорожный, генеральный директор МУП г. Омска "Комбинат специальных услуг", наблюдает такую картину: оборванный бомж, не замечая никого вокруг, тащит могильное надгробие. На вопрос "какое захоронение разрушил?" бездомный, как правило, не может дать внятного ответа. Он мертвецки пьян. "Определить, к какому из нескольких тысяч захоронений принадлежит памятник, подчас не в наших силах, - говорит Задорожный. - А потому невозможно вовремя сообщить об осквернении могилы родственникам усопшего. Без их заявления правоохранительные органы вынуждены отпускать злоумышленника уже через несколько часов после задержания".
- Каждый факт вандализма на омских кладбищах вызывает достаточно большой общественный резонанс. Но ведь часто рядовые омичи небрежно относятся к могилам...
- Яркий тому пример - Старо-Южное кладбище по улице Воровского в Порт-Артуре. Когда два года назад мы выехали туда в составе межведомственной комиссии, которая была создана специально для наведения порядка, то ужаснулись. Жители расположенного вблизи частного сектора устроили на кладбище скотомогильник, останки крупного рогатого скота были разбросаны среди захоронений. Густые заросли погоста облюбовали наркоманы. Ради очередной дозы они не гнушались разорять могильные надгробия. "Точки" приема металла находились неподалеку - в нескольких метрах от кладбища. Уверен, что проблему вандализма не решить до тех пор, пока вокруг мест массовых захоронений будут функционировать неофициальные пункты приема металлолома.
Удручающе выглядят омские погосты и после Родительского дня. Мы раздаем посетителям мешки для мусора, постоянно напоминаем о соблюдении порядка, но пока эти меры дают незначительный результат. Большинство омичей не привыкло убирать за собой. После поминок, которые нередко превращаются в пиршества у могил, кладбища напоминают свалки.
- Кто сегодня охраняет омские погосты?
- Мы пока не располагаем возможностями организовать на кладбищах эффективную охрану. Сторожу, особенно в ночное время, контролировать порядок не под силу. Правоохранительные органы периодически объезжают погосты, но уследить за всеми злоумышленниками и им непросто. Нами предпринимались попытки организовать охрану с помощью конного конвоя. Однако эта идея пока остается нереализованной из-за финансовых проблем. Охрана только шести кладбищ таким способом обходилась бы нам ежемесячно в миллион рублей.
- В столице распространена практика предоставления ритуальных услуг для вип-клиентов. Стоимость похорон иногда сопоставима со стоимостью однокомнатной квартиры. У нас существует подобный специфический спрос?
- Нет. И насколько мне известно из бесед с моими московскими коллегами, даже самые богатые захоронения в Златоглавой не застрахованы от разграблений. У нас в последнее время ужасающий размах приобретает другая проблема: повсеместно растет количество ритуальных фирм-однодневок. Их сотрудники дежурят около моргов и больниц. Как правило, такие ритуальные службы заинтересованы лишь в получении прибыли и о качестве предоставляемых услуг не беспокоятся. Нередки случаи, когда людей попросту обманывают: работники таких служб требуют оплатить похороны заранее и исчезают. Те частники, которые выполняют свои обязательства, зачастую грешат в другом: они организуют захоронения без соответствующей регистрации. Сегодня производятся захоронения на закрытых кладбищах.
- В Омске достаточно остро стоит проблема стихийных захоронений домашних животных. Когда у нас появится официальное кладбище для четвероногих питомцев?
- К нам нередко обращаются с вопросами люди, которые желают достойно похоронить своих собак, кошек, птиц. Принципиально этот вопрос обсуждался с руководством Роспотребнадзора, на что был получен положительный ответ. Сейчас рассматриваются всевозможные варианты мест для захоронения животных. Мы уже выделили отдельную аллею в стороне от одного из кладбищ. Но реализовать идею в жизнь не удалось: жители поселка, расположенного неподалеку, забили тревогу, даже пригласили телевизионщиков. Я сам не так давно потерял своего любимца, который прослужил мне 13 лет. Знаю, как тяжело расставаться с четвероногим другом. Поэтому сделаю все, что в моих силах, чтобы омичи получили возможность достойно хоронить своих питомцев.