В преддверии Нового года на нас сваливается масса информации о праздничных символах. Мы, русские люди, почему-то с упоением следуем заморским традициям и соблюдаем то восточные, то западные обычаи, поклоняясь всем этим санта-клаусам, змеям, свиньям. А так хочется знать, кто был у наших предков символом зимы, мороза.
Василий Харитонов, г. Омск
Наши предки уважали и боялись зиму с ее суровыми морозами. Древние славяне считали, что Зима приезжает на пегих кобылах и выпускает на белый свет подвластных ей нечистых духов. Зима ходит в медвежьей шубе, стучится по крышам избушек, будит баб и заставляет топить печи. Идет ли она по полю - за ней следуют вереницами Метели и Вьюги и настойчиво просят дела, идет ли по лесу - сыплет из рукава иней, идет ли по реке - на три аршина кует под своими ногами воду.
Южные славяне называли зиму Зюзя. Он казался нашим далеким предкам стариком небольшого роста, с белыми, что снег, волосами и длинною седою бородою. Зюзя ходит босой, с непокрытою головою, в теплой белой одежде, и носит в руках железную булаву. Большую часть зимы проводит он в лесу, но иногда заходит и в деревню, предвещая своим появлением жестокую стужу... До сих пор в белорусском языке сохранилось слово "зюзецъ" - "мерзнуть, цепенеть от холода".
Традиционно зима ассоциируется у нас с именем Мороза. Другие имена - Дед Мороз, Мороз Иванович. Снегурочка - его дочь, по иным преданиям - внучка. Она добрая, не такого крутого нрава, как Мороз. Иногда летом живёт у людей и помогает им. Когда по лесу ходит - белки, зайцы и другие лесные малыши у нее защиты ищут. Сердце у Снегурочки холодное, но если кому-то удастся разжечь в нем огонь любви, Снегурочка растает. Под Новый год вместе с Морозом Снегурочка приходит к детям и вручает им подарки.
А вот рождественский персонаж южнославянской мифологии, упоминаемый в колядках, именовался Божичем. Символ его - златорогий олень, обозначающий начало нового солнечного цикла. Умирает в огне Бадняк (старый год) и Божич (новый год) на своих золотых рогах приносит обновлённое солнце. Божич - солнечное божество, предвещающее весеннее возрождение природы, её омоложение.
Кстати, не менее интересные "имена" были у других времен года. Весну древние славяне называли Ляля, лето - Цеця, осень - Жыцень.