Более ста тысяч омичей живут в домах, где нет "благ цивилизации" - отопления и горячей воды. В таких жилищах топят по старинке: дровами и углем. Но даже это незамысловатое топливо для некоторых жителей города - роскошь. И зимой они начинают топить "по-черному"...
Практически все омские шиномонтажки поделены между бомжами. Дело все в том, что испорченные покрышки являются очень ценным видом топлива. За покрышки, как говорят работники шиномонтажек, иногда идут нешуточные бои. Оно и понятно. Резина горит лучше и дольше дерева, а уж тепла дает не в пример больше. И кого волнует, что из трубы покосившегося, давно заброшенного домика, допустим, на улице 10 лет Октября, валит густой черный дым?
"Загрязнение", "опасность" - что за чудные слова?! Главное - тепло и дешево. Вернее, бесплатно. Почти также бесплатно достается топливо и вольным омским дровосекам...
За лесорубами следят только коровы
"А у вас тут лес где-нибудь рубят?" - спросил я у жителя деревни Подгородка, Омского района. Парень посмотрел на меня как на умалишенного: "Да везде! Один с утра по той дороге поехал". Я отправился вслед.
"Одним" оказался небольшой японский грузовичок, доверху забитый дровами, который натужно полз по проселочной дороге. Внутри сидели два пассажира. Напустив на себя важный вид, я пошел навстречу. "Документы на лес есть?", - строго спросил у немного оробевшего водителя. Мне поспешно протянули бумажку. Я приступил к инспекции: "Та-а-а-к, два с половиной куба по сто восемьдесят рублей. Что ж у вас за дерево такое?". Ребята в грузовичке не растерялись: "У нас свежего нет. Да ты сам посмотри..."
Я посмотрел и даже пофотографировал. Честно говоря, как городской житель, с ходу определить качество леса я не смог. Ну береза как береза. Светлая такая, с полосками. "А ты откуда?" - догадались спросить мужики. Я улыбнулся: "Из газеты, корреспондент". Они, видимо, юмора не поняли и дали деру. Я растерянно посмотрел им вслед: "И чего они? Документы вроде есть..."
"Чего у них там нацарапано-то?" - окликнул кто-то. Я оглянулся - сзади стоял не очень чистый субъект с полутораметровым хлыстом. За его спиной виднелись коровы. - Два с половиной куба? Ты на машину-то посмотри, там больше трех. Кстати, сколько их в салоне было? Двое? Значит, один в лесу остался".
По словам пастуха, который представился Володей, грузовичок ездил по этой дороге уже второй день. У парня уже созрело желание записать номер машины и пойти к председателю. Накладная от лесника у этих находчивых ребят, по всей видимоти, одна. Интересно, сколько они уже рейсов сделали?
Выяснить это довольно сложно. Простора в России хватает. Заехал в лес и руби. Несколько выборочно спиленных берез лесник может и не заметить. А если кто и увидит, так только пастух и три десятка коров.
По идее должны замечать инспектора автоинспекции. Но вот странность. На обратном пути в город мне не встетился ни один "страж дорог". А если бы и встретился...
Интересно, сколько раз за два дня предъявляли свою накладную ребята из японского грузовичка?
Почем топливо для народа?
Частных домов в городе насчитывается более сорока тысяч. Точную цифру мне узнать не удалось. Ее попросту нет. Но около десяти тысяч омичей являются "топливными" льготниками. Они получают дрова и уголь от ООО "Омский топсбыт" со скидкой в пятьдесят процентов по расчетным нормам. Четыре кубометра дров и три тонны угля на одного. Правда, нормы может и не хватить. Дом средних размеров требует запаса в пять-шесть кубов древесины и четыре-пять тонн угля. Сколько все это стоит?
Цены на уголь варьируются от 900 до 1120 рублей за тонну. Ксати, цена на этот вид топлива напрямую связана с его качеством. Можно, конечно, купить уголь в "левой" конторе (их в каждом округе штук по пять - прим. авт.) рублей за 850, но зимой претензии будет предъявлять не к кому. Придется топиться дровами.
"Четыре восемьсот", - назвал мне цену пяти с половиной кубометров березовых поленьев торговец на одном из Амурских рынков. Пять с половиной кубов - это полный кузов грузовика "Зил".
Один кубический метр леса "с корня" (т.е. свежего дерева - прим. авт.) стоит от двухсот до трехсот рублей. Дерево надо спилить и погрузить, затем довезти до города. Пилят недалеко, в той же Подгородке.
А у нас в квартире газ! А у вас?
Самый современный способ отопления для владельцев частных домов в городе - газ. По словам начальника пресс-службы департамента городского хозяйства Ирины Серебренниковой, в Омске полным ходом реализуется стратегия газификации всего частного сектора. В идеале в каждый подобный микрорайон должен быть "заведен" газ. В идеале. Точных сроков никто не называет. Пока это всего лишь стратегия.
На практике Омск еще газифицировать и газифицировать. Самое печальное, что даже на тех улицах, куда газопровод проведен, далеко не все могут позволить себе поставить нужное оборудование. Для многих омичей необходимые пятьдесят тысяч - астрономическая сумма.