"Российское кино никогда не сможет вытеснить голливудскую продукцию", - считает генеральный директор ОАО "Роскинопрокат" Виктор Глухов.
Показ в кинотеатрах отечественных фильмов обеспечивает компании только 30% общего дохода. Львиную долю прибыли по-прежнему приносят картины зарубежного производства. Даже сегодня, когда все в один голос заговорили о качественно новом, "свежем дыхании" российского кино.
Роскинопрокат, созданный в 2001 году, стал первой государственной компанией, призванной не только знакомить зрителя с достижениями мирового кинематографа, но, прежде всего, обеспечить конкурентоспособный прокат отечественных лент. Это не считая финансирования фильмов, строительства кинотеатров и создания предприятий по выпуску кинотеатрального оборудования. Мысль звучит благородно, даже, можно сказать, патриотически. Но средний российский зритель, как его ни воспитывай, для счастливого уик-энда охотнее выберет незатейливую, но зрелищную американскую киношку, чем отечественную киноновинку со всеми ее психологическими тонкостями.
Омск в каком-то смысле стал исключением. Открывшийся на днях кинотеатр "Космос" положил начало сложной и затратной программе по восстановлению муниципальных кинотеатров в городе. Именно он должен стать центром российского кино в Омске.
- Таких кинотеатров, как "Космос", мало даже в Москве, - рассказал Виктор Глухов. - Я имею в виду технологическую сторону, качество звучания, систему акустики. Сейчас в России около 1000 реконструированных экранов. А должно быть примерно в четыре с половиной раза больше. Дело не в том, что до сегодняшнего момента не проявлялось интереса к кино, а теперь он появился. Просто раньше это кино негде было смотреть.
Половина страны живет без кино
- Какой вес имеет российское кино за рубежом? Я знаю, что к "Дневному дозору" интерес у европейских зрителей был большой, и цены на билеты были высокими даже для Европы.
- "Дневной дозор" снят по американским канонам. От начала до конца. Поэтому он и "пошел" на Западе. Но в целом наша драматургия, наши сценарии не способны вызвать массового ажиотажа у европейского зрителя. Мы по-другому видим мир, по-другому его чувствуем.
- Мы что, другие люди?
- Да, если еще умеем сопереживать и не скупимся на эмоции. Для нас пока важнее не деньги, а отношения между людьми. Просто мы - такая нация. А американцы - это не нация, а куча народа, собранная со всего мира.
- И тем не менее, американцы снимают такое кино, которое собирает тысячи зрителей и приносит миллионы долларов...
- Это справедливо по отношению к сегодняшнему дню. Вы знаете, что в советское время наша система кинопроката считалась самой развитой и самой правильной? "Москва слезам не верит", "Пираты ХХ века" собирали по 84 миллиона зрителей. Америке такое даже не снилось. Еще раз говорю: у нас собственная структура сценария. Делают американцы, например, комедию, и кроме комедии в фильме ничего нет. А мы привыкли смотреть многожанровое кино. Поэтому у нас в одном спрятано многое - и комедия, и что-то типа боевичка, и любовная история.
- Сколько раз в год средний россиянин ходит в кино?
- Примерно один раз в год. Нормальным считается показатель - пять-шесть раз. Причина та же: негде смотреть. У нас в стране около 80 миллионов жителей - почти половина россиян - не имеют возможности получить кинообслуживание.
"Код да Винчи" - это еще не скандал
- Насколько кинопрокатная индустрия зависима от государства? Имеет ли государство право контролировать в стране прокат фильмов, содействовать ему или запрещать?
- Государство может ограничивать прокат только фильмов порнографического содержания, картин, в которых содержатся какие-то антигосударственные идеи или неприемлемые сцены жестокости. Лет за пять в список "запрещенных" картин в нашей стране попали от силы одна-две. Но они не прошли даже не потому, что государство запретило, а потому что кинотеатры сами отказались их брать для проката. Закон дает право регионам самостоятельно решать, запрещать фильм или пускать его в массы. Но в последнее время я о таких суперскандальных картинах вообще не слышал.
- "Код да Винчи" не в счет?
- Ну, вы видите, фильм пока идет. И скандал пока идет, хотя уже можно сказать, что в прокате картина провалилась.
- Всегда ли качество фильма определяет величину кассовых сборов?
- Да, эти понятия взаимосвязаны. Есть два вида кино. Первый - кино зрелищное, кино для развлечения. Второй - кино для души (что и старается делать российский кинематограф). Конечно, хорошо снять для души, да еще и кассу собрать, но это безумно сложно, и американцы в такие игры не играют. Кстати, создатели того же "Дневного дозора" потратили уйму денег на компьютерную графику. Получили высокий доход. Но ведь картина получилась абсолютно бессодержательной! По крайней мере, лично я не могу сказать, о чем этот фильм.
Школа есть, надо только подождать
- Как вы относитесь к тому, что к нашумевшим фильмам снимают бесчисленные продолжения?
- Да я и сам делал такие продолжения (Виктор Глухов - продюсер. Прим. авт). Например, для фильма "Любить по-русски". Сняли один, народ заинтересовался. После выхода в прокат мне стали приходить письма с просьбами сделать продолжение, и мы создали второй фильм. Потом третий. Но при успехе исходного крайне сложно в следующем сохранить взятую высоту и сделать его не менее достойным. Многие боятся, многие рискуют. Но уж если в мире получили популярность истории про Гарри Поттера, то почему бы и не рискнуть? Еще раз появится возможность поработать над одной темой и выжать из нее все, что можно.
- А вам самому какое кино нравится?
- Хорошее. Хотя мне, как человеку, который занимается кинопроизводством, интересно посмотреть не только на удачи, но и на провалы.
- Среди тех, кто сегодня снимается в кино, кому вы отдаете свои симпатии?
- У нас очень много отличных, но не раскрученных актеров. Например, Сергей Маковецкий начал работать в тот период, когда кинозвезд еще не "растили", в это никто не вкладывал деньги и, соответственно, не умел продавать. Сегодня у нас в стране есть хорошая актерская школа, надо только немного подождать. Тогда начнется процесс качественной, профессиональной раскрутки, и появятся настоящие звезды.
- Сейчас снимаете что-нибудь?
- Недавно мы закончили съемки фильма "Неваляшка" с Пашей Деревянко в главной роли. Это история про боксера-легковеса, который мечтает стать чемпионом в тяжелом весе. Должно получиться смешно. Картину мы снимали зимой, но два кадра я решил переснять. А поскольку на дворе уже было 9 мая, мы вынуждены были засыпать улицу в Лебяжьем переулке искусственным снегом. Вечером люди из окрестных домов, по случаю праздника немного выпившие, стали выходить на улицу, чтобы посмотреть салют. Представляете, выходят из дома, а на улице снег, да еще и фейерверк! В общем, получили Новый год в начале мая. Кстати, зрителям мы планируем показать эту картину как раз к Рождеству.