Её спасение - бег. Минимум два раза в неделю. Вообще-то Раиса Горбунова на профессиональный спорт не замахивается и скромно называет себя любительницей. Однако эта «любительница» - участница 14 Сибирских международных марафонов, и на этом останавливаться не собирается. Увесистая связка медалей на стене говорит об этом лучше всяких слов. А ещё во время беседы с ней понимаешь - «пенсионеров спорта» не бывает.
Чёрно-белый марафон
- Раиса Степановна, в 1991 году вы впервые стали участницей Сибирского международного марафона и пробежали 42 км. Но это же сумасшедшие цифры для неподготовленного человека!
- Согласна. Спортом я до этого времени занималась - плавала, бегала, но не на том уровне, чтобы сразу так взять и осилить марафонскую дистанцию. Мне тогда уже 55 лет было, но даже в таком возрасте устанавливать для себя рекорды вполне реально. Я не думала о высоких результатах, просто стало получаться.
- И каким вам запомнился наш марафон начала 90-х годов прошлого века?
- У меня с тех пор осталась одна чёрно-белая фотография. Вот наш клуб любителей бега «Юность». Такими мы были 20 лет назад. Грустно вспоминать, что из такого большого клуба осталось так мало человек - кого-то похоронили, кто-то
в аварию попал… А на первых марафонах запомнились дети. Много-много детей. Было принято приходить на спортивные праздники всей семьёй. И это на самом деле было здорово, жаль, что атмосферу словами не передать.
- И что вы чувствуете, находясь в толпе бегущих?
- Какое-то странное удовольствие. Эйфория. Глаза у всех горят. Особенно у спортсменов из Африки. Они же сами, как угольки, а в глазах - море эмоций. Плохое настроение уходит в одночасье. Про изумительное настроение и говорить
не приходится. К тому же болельщики всегда встречают хорошо, подбадривают. А так и бежать легче.
- Вы традиционно участвуете в марафоне. В каких-нибудь экзотических пробегах принять участие хотелось бы? В пустыне, например, или на Северном полюсе…
- А чем наша Сибирь хуже Северного полюса? (смеётся). Я ведь и в рождественском полумарафоне участвовала. Но если честно - тяжеловато. Закутываешься в свитер и бежишь. Холодно. Всё лицо инеем покрывается, в кроссовках - снег… Но ничего, справляемся.
В Омске лучше
- Насколько я знаю, Вы участница не только наших сибирских соревнований. Где ещё пытались оказаться быстрее и сильнее?
- Однажды ездила в Санкт-Петербург на суточный бег «Белые ночи». Сутки я, конечно, не осилила, но 10 км - всегда с радостью!
Хотя после этого соревнования я поняла, у нас в Омске лучше. И трасса свободнее, и машины не обгоняют тебя во время марафона… А люди тогда в Петербург уникальные съезжались. Да и сейчас, уверена, тоже ездят. Одна женщина из Саратова день и ночь бежала. 220 километров, представляете? Другой мужчина 180 км, после чего
вообще ходить не мог, ноги стали больше в два раза. Я тогда ему налила таз с водой, добавила туда соли и сказала,
чтоб он так сидел несколько часов. К утру прошло. Ещё очень запомнился бег из Омска до Петропавловска.
- Вы и в другие страны на своих двоих добирались?
- Добиралась. Правда, за нами в то время автобус ехал. Пробежишь 5 км - отдохнёшь в автобусе, потом опять бежишь. Ну и таким образом добрались до границы, где нас уже встречали такие же любители бега.
- Как спортсмен со стажем дайте совет начинающему марафонцу. Как сделать так, чтобы дыхания хватило на весь забег?
- А вы что, ни разу не бегали?!
- Нет.
- Тогда наберите в лёгкие побольше воздуха и… бегите. Только не торопитесь. Выдыхайте медленно. Кстати, у американцев есть такая забавная штука: если он пешком одолеет 100 этажей вверх - считай, марафонская дистанция ему покорится без труда. 100 этажей вы в Омске, конечно, не найдёте, но 42 километра - отличный способ испытать себя.
Смотрите также:
- Евгения Данилова: «Я не знаю, откуда во мне взялись силы перед финишем!» →
- "Марафон? Да никогда в жизни!" - сказала Евгения Данилова пять лет назад →
- Сибирский марафон: нашу жару не перенесли даже африканцы →