Запасливые люди. Могут ли омичи повернуть сложившуюся ситуацию себе в плюс?

Сахар в таких количествах омичи давно уже не видели. © / Александр Фирсов / АиФ

Поредевшие полки с продуктами длительного хранения; сахар, который за последнюю неделю не только подорожал, но и стал самым дефицитным товаром  – такая картина сегодня в омских магазинах.

   
   

Паника среди людей нарастает вместе с ценами и отсутствием продуктов. В одной из сетей ввели ограничения, в другой, в третьей…

Искусственный ажиотаж

«Всегда покупаю корм котам (у меня их два) в мягких пачках. Два кота, четыре порции на день – утро и вечер. На неделю примерно 30 пакетиков выходит, - рассказывает омичка Ирина. – На днях, как обычно, зашла в сетевой супермаркет, а там меня огорошили: по пять в одни руки. Причём не важно, что покупаешь – алкоголь, молоко или корм для животных. Не больше пяти. С трудом себе представляю человека, которому приспичило взять пять литров молока или пять батонов колбасы, но корм-то для животных явно не стоит ограничивать пятью пачками! Мне теперь придётся каждый день его покупать?».

А сахар? В последние дни его в омских магазинах либо нет, либо цена под 100 руб. за килограмм. Но за 100 руб. омичи покупать его не хотят, поэтому вовсю костерят «проклятых торгашей».

«Слушайте, я вот эту партию продам и вообще больше не буду сахар заказывать, - взрывается продавец одного из социальных рынков в ответ на замечание покупателя о дороговизне продукта. – Лучше уж без сахара, чем проклятия от людей выслушивать».

Но при этом жители города всё же скупают товар в огромных количествах (тут не помогло даже введённое ограничение на покупку в одни руки), тем самым искусственно создавая дефицит. Очевидно, что спрос сейчас гораздо выше предложения.

Такое положение дел подтвердил и губернатор Александр Бурков:    
   

«В супермаркетах можно наблюдать картину, когда люди тележками вывозят сахар и полки остаются пустыми, но это искусственный ажиотаж. Полки пустые не из-за того, что сахар в стране закончился, а потому что спрос на него вырос в 10 раз и поставщики просто не успевают его доставлять в магазины».

Не делать гигантские запасы советует и министр экономики Омской области Анна Негодуйко. По её мнению, потребителям нужно покупать столько еды, сколько можно съесть, так как российские предприятия полностью обеспечивают потребности внутреннего рынка. Массовая скупка товаров может привести к образованию «мыльного пузыря» и несбалансированности рынка, когда сложно становиться строить какие-либо планы, делать прогнозы и оценивать ситуацию в отрасли. Сложившимся положением к тому же уже начали пользоваться спекулянты, которые публикуют объявления о продаже дефицитного товара по значительно завышенной цене.

Занять освободившееся место

Одна за другой о временной приостановке своей деятельности заявили крупные зарубежные компании. И если сначала эти новости воспринимались как «всё пропало, как мы будем жить?», то охладев, люди начали понимать, что уход только временный, да и это время – отличная возможность вспомнить, что у нас есть множество достойных брендов и предпринимателей, создающих качественный продукт. Так, омский стилист Ульяна Исаенко сделала обзор локальных брендов, известных за пределами города и способных заменить весь покинувший нас масс-маркет. Поэтому без одежды мы точно не останемся.

С понедельника, 14 марта, временная приостановка деятельности коснулась и знаменитых сетей фастфуда, поэтому многие омичи на выходных устроили себе своеобразный прощальный обед.

А омский предприниматель, владелец сети кафе быстрого питания Юрий Шиян, баллотировавшийся осенью на пост мэра, отметил, что от ухода транснациональных сетей он, как предприниматель, выиграет, а вот потребители проиграют.

«Я нисколько не рад тому, что эти сети уйдут, ведь именно они задавали высочайшую планку качества, сервиса, а главное – санитарии в российском общепите, - пояснил бизнесмен. – Мы учились у них, брали с них пример, получали от них высокоподготовленные управленческие и линейные кадры, тянулись за ними в дизайне и маркетинге».

Сложно согласиться с этим высказыванием, особенно по части санитарии. Видимо, если бы не пример западных коллег, сотрудники сети господина Шияна никогда бы не мыли руки, столы, разделочные доски и т. д.?

Да и вообще в омском общепите представлено немало достойных концепций. Тем же бургерам легко можно найти замену, а омичи сейчас заявляют, что с большим удовольствием сходят в блинную или пельменную.

Омичи говорят, что с большим удовольствием посетили бы блинную или пельменную. Фото: Фотобанк pixabay.com

Но и любители заморской пиццы без любимого блюда не останутся. Владелец сети неаполитанской пиццы Антон Назаренко заявил, что их главный продукт по-прежнему будет иметь итальянскую душу. «Важна технология, а импортные составляющие можно заменить на российские», - утверждает он. Да и импортозамещение для них не в новинку: используемый в неаполитанской пицце сыр имеет небольшой срок хранения, поэтому предприниматели уже не первый год используют российский аналог.

Остаться на плаву бизнесу помогают и предпринимаемые меры поддержки. Здесь и кредитные каникулы при снижении уровня доходов, льготные кредиты, мораторий на проверку в малом и среднем бизнесе. Важный закон принят на региональном уровне, согласно ему предоставили льготы для предприятий малого бизнеса, которые работают по упрощённой системе налогообложения, а в регионе таких предприятий более 7 тысяч. Положительно эти решения оценивает и омский ритейлер Виктор Шкуренко: «Сейчас ослабили налоговое давление, предпринимателей будут поддерживать, а не проверять».

В соответствии с планами

Несмотря на уход крупных поставщиков и подорожание строительных материалов, все запланированные объекты в Омске будут построены. Хотя нас и оставили без молодёжного чемпионата по хоккею, строительству «Арены Омск» ничего не угрожает. По планам готова она будет к концу 2022 года, после чего ХК «Авангард» наконец-то вернётся в родные стены.

Достроена будет и гостиница на улице Щербанёва. 10 марта сеть отелей Hiltonзаявила о приостановке деятельности по открытию новых гостиниц, но, по словам Ильи Фридмана, судьба проекта не под вопросом, просто, возможно, отель получит другое название.

Положительный исход ждёт и гостиницу Cosmos. На данный момент строительная готовность объектов составляет более 50%, и работы ведутся в соответствии с календарным планом-графиком.

Новые отели точно не будут пустовать и позволят развить туристические возможности региона.

«Омская область обладает благоприятными возможностями для развития туризма: расположение в нескольких природно-климатических зонах (от тайги на севере до степи на юге) предлагает разнообразие природных комплексов с особенностями ландшафта, флоры и фауны, - отметила заместитель министра культуры Светлана Бакулина. - Для привлечения в область въездного туристского потока мы представляем регион на крупных конгрессно-выставочных мероприятиях международного уровня и развиваем событийную составляющую сферы туризма».

К тому же область нередко посещают известные люди, и после открытия гостиниц они смогут разместиться в отличных условиях, а затем прогуляться по преображающемуся городу. Ведь для этого делается всё возможное.