15 лет назад семья Зайдовых решила переехать из города-миллионника в обычную омскую деревню. Стимулом для такого серьёзного изменения места жительства стало здоровье младшей дочери. Изначально семья перебралась на окраину Омска, однако затем переехала в село Казанка.
А здесь, как оказалось, для их хозяйства просто рай - недалеко от дома луга и леса. Затем в жизни Зайдовых появился интерес к сыру, и после нескольких лет его варения они открыли домашнюю сыроварню. Мы поговорили с Полиной Зайдовой о создании их личного бренда и новых планах производства.
От кастрюли до производственной линии
Анна Берген, «АиФ в Омске»: Полина, как началась история с переездом и сыром?
Одна бабушка посоветовала моим родителям уехать из города и купить козочку, чтобы отпаивать меня молоком. Всем известно, что козье молоко - кладезь витаминов и микроэлементов. И родители решились на этот шаг: продали квартиру, купили дом на окраине и козу. Постепенно они вошли во вкус: поголовье козочек увеличивалось, а молоко нужно было куда-то реализовывать. Тогда и попробовали первый раз сварить сыр в кастрюле.
- А когда официально оформили ИП и какими были расходы при оформлении?
- Мы самоучки, путём проб и ошибок идём к своему делу. В 2019 году, спустя 12 лет, мы пришли к тому, что пора уже выходить на новый уровень. Закупили оборудование, подготовили помещение и пошли оформляться. Расходы идут по сей день: закупка оборудования, животных, оформление всех сопутствующих бумаг, ветеринарных и лабораторных анализов и сертификация продукции.
- Сложности с документами были?
- Сложности - это не про нас. Шучу, конечно. Мы простые деревенские жители, которые хотят делать для людей настоящие продукты, а во всех инстанциях нас приравнивают к большому производству молочных продуктов. Но наше хозяйство не является производством, в котором налажена технология работы, и всё выполняют автоматические станки. У нас небольшое помещение в доме, обустроенное под сыроварню, и весь наш труд исключительно ручной. Да и объёмы производства совсем небольшие, а требования Роспотребнадзора приходится соблюдать. Пока с трудом.
А ещё три года после оформления ИП у нас тянется судебное дело, в рамках которого я выступаю как заявитель. Если коротко, то в марте 2019 года мы заказали упаковочный станок для автоматического розлива и упаковки йогуртов. Заключили договор с ИП Столыпко А. А. (Москва), по договору мы оплатили покупку и в течение одного месяца должны были получить станок в Омске. Но уже три года мы не видим ни станка, ни денег, потраченных на него. Сумма, естественно, для нас немаленькая. Суд мы выиграли, но с места так ничего и не сдвинулось.
- Как находите клиентов?
- Изначально клиентами были друзья семьи, родственники, соседи, местные жители. Потом заработало «сарафанное радио». Мы делали визитки, раздавали их на улице, знакомили со своей продукцией прохожих. Сейчас в этом помогают социальные сети.
- Известно, что как только данные попадают в базу, начинают звонить из различных банков и предлагать услуги. Как вы с этим справились?
- С базой телефонных номеров отдельная история. Смешно и странно, но мне позвонили ровно через минуту после того, как я вышла из налоговой с документами о регистрации ИП. Звонили из банка - предложили открыть у них расчётный счёт.
И звонки были каждый день, даже сейчас иногда предлагают свои услуги. А самое удивительное, что звонили не только мне, но и членам моей семьи, чьи номера вообще никоим образом не светились в налоговой.
- Что использовали для раскрутки продукции?
- Трудно в принципе назвать это раскруткой, потому что мы ещё толком не зашли на рынок. Пока продажа идёт через социальные сети, но зимой всё приостановилось: мы продолжим летом, когда появится больше молока - сейчас коровы и козы в запуске, ожидают прибавления и молока не дают. Пока в планах реализовывать продукцию только через соцсети.
По щелчку и на коленке
- Сколько понадобилось времени для создания личного бренда?
- На самом деле это очень забавная история: в один момент мы поняли, что пора начинать реализовывать свою продукцию. И это не просто так: вот у нас молочко, сырок и творожок. Мы подумали, что нужно себя как-то заявить. Я не могу даже приблизительно назвать количество времени, которое ушло на это, но могу сказать, что это было сделано как бы по щелчку и на коленке.
- Как появилось название сыра?
- Я в то время училась в университете и жила в общежитии. Мы вечерами созванивались с родителями по видеосвязи и обсуждали, как назвать наш товар, чтобы это было на слуху, узнаваемо.
Потом пришла идея: мы переехали в деревню, которая называется Казанка, и здесь всё началось. Так появилось название. Логотип придумывали по тому же принципу, чтобы связать это с нашей семьёй и козами. Мы с одногруппницами сидели и рисовали козочку с фотографий наших коз. Добавили бирочку с номером 21 - мы живём в доме № 21.
- Негативные высказывания в ваш адрес были?
- Никакого негатива не было. Наши знакомые, друзья семьи и вообще все поддерживали то, чем мы начали заниматься. Клиенты, которые покупали нашу продукцию, тоже всегда были за то, что бы мы всё-таки расширялись. Потому что люди понимают, что такое натуральный продукт. И человеческая поддержка мотивирует.
Мечты сбываются
- Есть ли у вас кредо?
- Сейчас мне вспомнилась фраза папы, который часто говорил, когда мы только начинали заниматься молоком. Это похоже на слоган Газпрома: мечты сбываются. Только он говорил: «Молпром - мечты сбываются!» И теперь так и идём по жизни с молоком, и мечты стараемся воплотить в явь.
- Как вы рассчитывали риски? Обращались к специалистам или все делали сами?
- К специалистам мы не обращались - всё сами, своими силами. Единственное, не обойдёшься без инстанций, с которыми придётся по ходу работы взаимодействовать: налоговая, ветеринарные службы и Роспотребнадзор. Какие-то консультации от них мы получали, если сами задавали вопросы.
- Планируете расширить производство?
- Сейчас мы находимся на стадии обучения, понимания и привыкания. Чтобы выйти на хороший уровень, нужно многому научиться и вложить много сил. Будем стараться сделать для этого всё.
В наших планах - создать хорошее племенное козье хозяйство. Для этого мы сейчас завозим коз из-за рубежа. Это козочки сырной породы мурсиана гранадина и дамасские шами с хорошими удоями и показателями качества молока. Будут козы, будет молоко, и тогда можно будет говорить уже о совершенно других объёмам производства.
- Хотели бы вы уехать из Омска?
- Мы любим наш город и нашу природу, мы все здесь выросли. И даже если кто-то в силу разных обстоятельств хотел куда-то уехать, в нашей семье принято говорить так: не место красит человека, а человек место.
- Какой совет вы дадите начинающим предпринимателям?
- Не бояться совершать ошибки в своём деле. Каждая ошибка и набитая шишка - это урок, который помогает стать сильнее.