Редкий омич не ругает местный общественный транспорт, и на то есть множество причин: от безалаберной манеры вождения до отвратительного технического состояния. Того и гляди, на ходу что-нибудь отвалится от машины. Касается это и малых, и больших автобусов. Но не всегда мы в полной мере понимаем и осознаём, на чём едем, и насколько это опасно.
На разворотной площадке конечной остановки сотрудники ГИБДД проверяют техническое состояние очередного автобуса. Операция, которая так и называется – «Автобус», касается не только муниципальных, но и частных перевозчиков. Пока разбираются с одними, другие в спешке разворачиваются, стараясь на площадку даже не заезжать – слишком высока вероятность, что после проверки рабочий день сразу закончится.
А тем временем у машины выявляют неисправность рулевого управления, причём в запущенной стадии – оно просто болтается, этот 10-летний автобус в принципе не способен ехать прямо. Сзади болтается провод с подсветкой госзнака. До этого, побывав в кабине у водителя, специалисты не обнаружили спидометра. Говорят, транспортное средство «на автопилоте». За рулём опасного автобуса – молодой парень.
Ехать страшно
«Ехать, конечно, страшно. Я говорила, что нашу машину штормит, а он сказал, что и вчера так работал, – говорит Зайнеп Закирова, кондуктор. – Мне тяжело стоять. Жду, когда автобус остановится, и тогда иду к пассажирам. Водитель пошёл на эту машину, а что он против скажет? Старые возмущались, а его кто послушает? Сейчас нас отправят, за день отработаем только 8 часов, а норма на месяц – 181. Как их набрать?»
В машинах, которые проверяли до этой, тоже нашли немало недочётов. Проблема не всегда в неисправном рулевом управлении, есть и масса других, которые только на первый взгляд кажутся не очень значительными: отсутствие аптечки и огнетушителя, неисправность светотехнических приборов, неопрятный салон, в котором пассажир легко может поцарапаться или зацепиться за острые торчащие края, особенно при резком торможении. У некоторых автобусов заблокирована передняя дверь, а если эта блокировка не заводская, то это тоже нарушение. За них, конечно, штрафы не слишком высокие, но если не в порядке рулевое управление, то все деньги за полдня (машину больше в линию не выпустят до исправления ситуации), а то и больше, уйдёт на их оплату. За неисправность рулевого управления водитель заплатит от 2 тысяч рублей, а механик от 5 до 8 тысяч рублей. Первоначально составляется административный протокол на водителя, а последующий – на должностное лицо.
«Водителей за каждую мелочь штрафуют. Дверь не открыл – оштрафовали, а двери такие, что могут не открыться или не закрыться. Бежишь к водителю и кричишь: «Закрой двери!». Большая часть машин такая. Выпускают только те, что более или менее, на которых хоть ездить можно, – объясняет Елена Войтко, кондуктор. – Больше половины парка менять нужно, чтобы что-то изменилось. А тщательно проверять стали только сейчас. Я хочу выжить, как любой другой человек. Если выхода нет, идёшь и перерабатываешь. Страх вообще бывает – сколько автобусов горело! Вы не представляете, на чём мы работаем. Зарплата зависит от времени и плана, что я привезу. По нашему маршруту поставили план 3 300 рублей, а я могу привезти 2 500 от силы. Я пришла восемь лет назад, тогда у меня зарплата доходила до 10 тысяч рублей, а сейчас «десятку» не всегда вырабатываю».
Сотрудники ГИБДД проверяют автобусы и маршрутки не только на конечных остановках, но и на линиях. Так, одновременно работают пять групп в разных точках города. Причём смотрят состояние не только автобусов, но и троллейбусов, трамваев. Эта работа в принципе началась не сейчас, она проходит в течение года постоянно. Однако наиболее усиленным наблюдение стало летом. Если за пять месяцев только 72 должностных лица были привлечены к ответственности, то за июнь – 35 ответственных за выпуск на линию.
Пассажиры падают
«В этом году за шесть месяцев произошло 251 ДТП с пассажироперевозящим транспортом. В прошлом году было всего 160. Это и муниципальный, и частный транспорт. В два раза больше падений пассажиров стало. Те же самые водители ездят и на газелях, и на автобусах. Иногда смотришь – на автобусе бывший газелист, – рассказывает Дмитрий Зырянов, начальник отдела ГИБДД УМВД России по городу Омску. – Не секрет, что у нас в городе официально порядка 530 исправных автобусов, которые эксплуатируются четырьмя парками. Несколько лет назад у нас было десять парков, а сейчас четыре. Конечно, 500 автобусов недостаточно на миллионный город. В автобусе 2012 года выпуска, например, рулевое управление исправно, салон опрятный, в целом в машину зайти приятно. Конечно, хотелось бы, чтоб таких автобусов было больше, тогда этих вопросов наверное бы не возникало».
С начала года уже выявлено 7 896 случаев различных правонарушений с пассажироперевозящим транспортом, в том числе и за управление в состоянии алкогольного опьянения – 32 факта и за отказ от прохождения медицинского освидетельствования – 42. Одно радует – пьяных водителей больших автобусов среди этих нарушителей не было.