25 июня в Омской области был объявлен днём траура. Накануне погибло 23 человека в результате двух автокатастроф – на трассе Омск-Тюмень и на 20 км автодороги «Омск - Нижнеомка».
Первое происшествие унесло жизни семи человек. Не разъехались автомобили «Лада Гранта» и «Toyota Mark II», выжил только один мужчина. В другом ДТП столкнулись пассажирский автобус ЛИАЗ-5293, который вёз работников птицефабрики в село Богословка, и автомобиль «КамАЗ», груженый кирпичом. На встречную полосу выехал автобус.
В рейс не выпустили
Погибли 16 человек, в том числе оба водителя и 14 пассажиров автобуса. Госпитализированы 11 пострадавших, четыре человека находятся в тяжёлом состоянии, семеро – средней тяжести. Омское отделение фонда соцстрахования уже перечислило семьям погибших 8 млн рублей. Единовременная выплата составляет 1 млн рублей. Также каждый несовершеннолетний ребёнок, оставшийся без родителя в результате автокатастрофы, будет получать определённую сумму ежемесячно, четверым из восьми выплаты уже назначены. Десяти работникам, получившим тяжёлые травмы, оплатят лечение и последующую реабилитацию в санатории.
При обследовании места происшествия эксперты-автотехники УМВД России по Омской области обнаружили, что одно из передних колёс автобуса было спущено. Но оно получило повреждение в момент аварии. Однако версия о неисправности ещё остаётся среди основных. Специалистам предстоит проверить остальные системы автобуса. Второй вариант – нарушение водителем автобуса ПДД.
Ещё одна возможная причина: мужчине стало плохо, и он не справился с управлением. При этом сердце и сосуды у него были в порядке, насколько, конечно, они могут быть такими в его возрасте. Тем не менее, обнаружилось, что на предприятии, где работал погибший водитель автобуса, систематически нарушался режим труда и отдыха. Только в этом году у погибшего водителя накопилось 594 часа переработки.
На следующий день после трагедии сотрудники УМВД, прокуратуры и государственного автодорожного надзора провели внеплановую проверку пассажирского транспортного предприятия № 4, которому принадлежал арендованный птицефабрикой автобус. Они проверили условия выпуска на линию транспортных средств, медицинского предрейсового осмотра водителей и техническое состояние подвижного состава.
В результате девяти автобусам запретили выход в рейс. Специалисты нашли целый ряд неисправностей и недочётов, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Пятерых водителей, а также должностных лиц привлекли к административной ответственности. А ещё 48 водителей сами отказались садиться за руль.
В прошедшее воскресенье некоторые омичи не смогли уехать на автобусе на собственные дачи. Машины просто не вышли на маршрут. Сами дачники говорят, что кондуктор предупреждала их о возможной забастовке в этот день, но говорила, что будет меньше рейсов.
Полный износ
«Следственный комитет России возбудил дело по ст. 238, ч. 3 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). Также началась доследственная проверка в отношении должностных лиц управления Государственного автодорожного надзора по Омской области, в обязанности которых входит осуществление контроля и надзора за автомобильным транспортом и дорожным хозяйством, – говорит Лариса Болдинова, старший помощник руководителя областного следственного управления СКР.
Состояние парка муниципального транспорта довольно плачевное. Всего в нём 754 автобуса, 165 троллейбусов и 89 трамваев. При этом их износ составляет 94,4%, 91,4% и 90,4% соответственно.
Никаких гарантий
За несколько дней до автокатастрофы на Сыропятском тракте в Омске сошли с рельсов два трамвая, причём в разных точках города. К тому же у автобуса, следующего по маршруту № 17, лопнула покрышка. В начале месяца на дороге «Русская Поляна – Калинино» перевернулся «ПАЗик» с пассажирами. В прошедшие выходные загорелся автобус. К счастью, он ехал в гараж и поэтому был без пассажиров. При этом водитель сумел потушить его с помощью огнетушителя.
Чтобы избавить город от пробок, омичей призывают пересаживаться на общественный транспорт. А именно на большие, удобные и безопасные (по сравнению с маршрутками) автобусы. На деле же никто не может гарантировать безопасность. За 5 месяцев 2015 года с участием и муниципального, и частного пассажирского транспорта произошло 194 аварий, из них по вине водителей автобусов – 69. Подвижной состав городских предприятий участвовал в 56 ДТП, из них ПАТП-4 – в 12. В двух были виноваты водители этого предприятия.