Примерное время чтения: 9 минут
1676

Лопнула покрышка, отлетело колесо. Безопасны ли автобусы в городах России?

Является ли пассажирский транспорт безопасным?
Является ли пассажирский транспорт безопасным? / Максим Кармаев / АиФ

24 июня в 20 километрах от Омска пассажирский автобус, перевозивший сотрудников местной птицефабрики, столкнулся с гружёным кирпичом КамАЗом. В результате лобового столкновения погибли 16 человек, в том числе и оба водителя. Ещё 11 человек были госпитализированы с различными травмами.

По одной из версий причиной аварии могла стать техническая неисправность автобуса. Уже на следующий день после столкновения сотрудники полиции, прокуратуры и государственного автодорожного надзора провели внеплановую проверку пассажирского предприятия. Специалисты обнаружили целый ряд недочётов и неисправностей, из-за которых на автобусах ездить опасно. Среди них – неисправность рулевого управления и недостаточная высота протектора, потрескавшиеся лобовые стёкла и повреждения резины, которые нужно заменить.

При этом аварии на пассажирском транспорте в Омске вовсе не редкость. Так, всего за пару дней до столкновения автобуса и КамАЗа, сошли с рельсов два трамвая, причём в разных точках города, у автобуса № 17 во время рейса лопнула покрышка, а у троллейбуса № 2 возле остановки и вовсе отлетело колесо.

В среднем срок амортизации автобусов средней и большой длины до 12 метров, а также троллейбусов, составляет 7-10 лет, а автобусов длиной до 7,5 метров – 5-7 лет. Какова изношенность городского транспорта в российских городах? Является ли поездка на городском транспорте безопасным занятием, или всё же изношенность пассажирских автобусов настолько велика, что передвигаться на них опасно для жизни?

Автобус и КамАЗ столкнулись под Омском. Фото: Пресс-служба УМВД

Нуждается в обновлении

В Омске дела с пассажирскими автобусами обстоят не очень хорошо. По словам директора департамента транспорта администрации Омска Виталия Маслика, городской автопарк нуждается в обновлении. Всего в городе насчитывается 1 008 машин: 754 автобуса, 89 трамваев, 165 троллейбусов. Износ по категории автобусов – 94,4%, а сочленённых и вовсе 100% (все они 1996-1997 годов выпуска), троллейбусов – 91,4% и трамваев – 90,4%.

Тем не менее, несмотря на непростое состояние городского бюджета, в 2014 году было начато обновление муниципального парка автобусов и троллейбусов. Как заявил мэр Омска Вячеслав Двораковский, был приобретён 51 современный автобус, поступило 10 новых троллейбусов.

В Нижнем Новгороде изношенность автобусного парка муниципальных предприятий составляет более 80%. Это при том, что срок эксплуатации автобусов, принадлежащих частным организациям и предпринимателям, не превышает пяти лет, сообщили в региональном министерстве транспорта и автомобильных дорог.

В 2015 году власти Нижнего Новгорода заключили контракты на поставку 144 автобусов большой вместимости для муниципального предприятия «Нижегородпассажиравтотранс». Кроме того, в 2015 году правительство Нижегородской области направило в минпромторг России заявку на субсидирование закупки 76 автобусов. Всего до 2020 года планируется закупить более 700 автобусов для пассажирских предприятий и организаций Нижегородской области.

Многие автобусы требуют ремонта. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

На старом автобусе никто не поедет

На сегодняшний день в столице Южного Урала – Челябинске – пассажирские перевозки осуществляют 36 предприятий, из которых лишь одно является муниципальным. На балансе МУП «Челябинский автобусный транспорт» сегодня 273 автобуса. Из них 143 автобуса старше шести лет, а это 52% от общего числа автобусов в парке.

«Начинают в массовом порядке выходить из строя автобусы, выпущенные в 2007, 2008 годах. Ресурс кузова рассчитан на 10-12 лет (в зависимости от производителя), но лет через 7-8 автобусы по-хорошему бы нужно уже менять. Машина чаще начинает капризничать, ломаться. То одно, то другое. В салоне сидения разбалтываются, спинки, бывает, ломаются», – считает водитель Александр Нилов.

По словам Нилова, с неисправными тормозами, с проблемами в рулевом управлении, сломанными дверями и светотехникой и другими серьёзными неисправностями в рейс машины не выпускают, никто из водителей и не поедет на таком автобусе. «Проблемы никому не нужны», – констатировал Нилов.

Все в долгах

В МУП «Волгоградское пассажирское автотранспортное предприятие №7» есть 162 автобуса. Основные марки – ЛИАЗ, ПАЗ, «Волжанин». Самая крупная партия новых машин поступала в ПТП в 2007 году – тогда в строй встали 92 новых автобуса. Последнее обновление автопарка произошло в 2013 году – для предприятия приобрели 12 новых машин.

Убытки МУП в 2014 году составили 86,2 миллионов рублей. Убытки в 2015 году ожидаются в сумме 222,2 миллионов рублей. На их возмещение в бюджете Волгограда предусмотрено 64,44 миллиона рублей.

Заместитель директора по экономике МУП «ВПАТП-7» Алексей Симоненко, пояснил, что кредиторская задолженность предприятия на сегодняшний день составляет 75 миллионов рублей, 20 миллионов из которых - долги перед Пенсионным Фондом, столько же - за горюче-смазочные материалы, и порядка 40 миллионов рублей - задолженность по запчастям, шинам, деталям, энергоресурсам.

В преддверии чемпионата мира

Задачу обновить весь городской транспорт к 2018 году, когда в Калининграде пройдут матчи чемпионата мира по футболу, поставили перед собой власти Калининграда.

«Общественный транспорт находится в отвратительном состоянии, часто идут серьезные нарушения по графику, да и состояние автобусов оставляет желать лучшего», − говорит глава Калининграда Александр Ярошук.

По данным на конец 2014 года, более 50% автобусов уже давно исчерпали срок амортизации. В ближайшее время муниципальное автотранспортное предприятие планирует заключить контракт на приобретение 25 новых автобусов МАЗ для работы на городских маршрутах. С частными перевозчиками – сложнее. Как только речь заходит об обновлении автопарка, перевозчики требуют повысить цены на билеты.

Автопарки обновляются, закупаются новые автобусы. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

«Неисправных автобусов у нас нет»

В Адыгее изношенных автобусов на дорогах нет совсем: самому старому автобусу «исполнилось» 9 лет и изношенным он еще не считается.

«В Майкопе на линию ежедневно выходит порядка 300-350 автобусов особо малой вместимости («Газели»). «Срок годности» автобусов – не более 10 лет, а самый старый автобус города – 2006-2007 годов выпуска, – поясняет Александр Василевский, руководитель отдела городской инфраструктуры Майкопа. – Изношенного общественного транспорта на дорогах республиканской столицы нет. Кроме того, все автобусы на выезде ежедневно проходят технический предрейсовый осмотр, а два раза в год в обязательном порядке весь городской транспорт проходит всесторонний техосмотр. Сейчас троллейбусное управление столицы республики готовит четыре машины на списание».

А по улицам Петербурга ежедневно курсируют более 2 500 автобусов. По заверениям сотрудников «Пассажиравтотранса», техническое состояние их автобусов безупречно, и поездка на автобусе для петербургских пассажиров на сегодняшний день безопасна.

«Сейчас в наших автопарках около 1,5 тысяч автобусов, – рассказал механик автопарка № 4 Дмитрий Коробов. – За последние пять лет мы закупили несколько сотен новых моделей. Сейчас 90% состава автопарка – новые, современные автобусы с двигателями, соответствующими стандартам «Евро-5». Это последнее слово в технике. Есть и автобусы, которым больше шести лет – они уже считаются старыми, но все равно работоспособными. Мы внимательно следим за сроком эксплуатации. После семи лет службы автобусы списываются с маршрута и утилизируются. В ближайшие два года все автобусы будут заменены на современные. Неисправных автобусов у нас нет, все на ходу. Пассажирам на данный момент нечего бояться: перед каждым выездом все автобусы в парках проверяются механиками – двигатель, состояние колес и прочее, а водители проходят медицинскую проверку перед работой».

Финансирования не хватает

В каждом из регионов России, безусловно, своя обстановка и свои обстоятельства, связанные с работой общественного транспорта. Уровень финансирования этого сектора тоже разнится и существенно. Можно ли в общем сказать что-то утешительное о безопасности российских пассажиров? Об этом корреспонденты АиФ.ру поговорили с Асланбеком Ахоховым, заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

aif.ru: В каком состоянии, в целом, находится автобусный парк России? Можно ли сказать, что он успешно модернизируется и новые машины в срок сменяют выработавшие ресурс? Или он устарел и нуждается в модернизации?

Асланбек Ахохов: В целом, автобусный парк в нашей стране, безусловно нуждается в модернизации, особенно это относится к муниципальным предприятиям субъектов Российской Федерации, в силу их хронической недофинансированности. Низкий уровень зарплат водителей и, как следствие, их постоянная нехватка отодвигают решение проблемы по обновлению подвижного состава на последний план. Но там, где организацией перевозок занимаются крупные, стабильные компании, парк автобусов поддерживается в необходимом состоянии.

- Какие меры технического контроля применяются в отношении машин? Проходят ли автобусы проверку перед выходом на линию и как часто?

- Автобусы проходят обязательный технический контроль ежедневно перед выходом на линию и по возвращению с неё. Кроме того, два раза в год все автобусы проходят обязательный государственный технический контроль.

- Какие меры контроля применяются в отношении водителей автобусов? Проходят ли они проверку перед выходом на линию?

- Водители проходят обязательную медицинскую проверку перед выходом на линию и по возвращению с неё. Она включает проверку на алкотестере, измерение артериального давления и частоты пульса. Если водитель жалуется на плохое самочувствие, медработник обязан отстранить его от работы и направить на углубленное обследование. По каждому водителю на предприятии ведется учет хронических заболеваний и срока действия медсправок.

- Отличаются ли меры технического контроля от тех, что используются для рейсовых автобусов и автобусов, которые используются предприятиями для сотрудников?

- Абсолютно не отличаются, и не должны. Но очевидно, что на небольших предприятиях или у частных владельцев, где автобусов немного и они не заняты на регулярных рейсах, больше рисков для возникновения нарушений в организации и прохождении контроля, чем в крупных предприятиях, специализирующихся на регулярных перевозках.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах