Вопрос стоимости проезда сейчас – один из самых актуальных и обсуждаемых. На прошлой неделе Омский областной суд удовлетворил требование прокуратуры и признал недействительным приказ региональной энергетической комиссии от 10.09.2014 № 117/45 «Об установлении предельного тарифа на перевозку пассажиров в автобусах малого и особого малого класса в городском сообщении». С вступлением решения суда в силу законным автоматически становится приказ РЭК от 10.01.2013 №1/1. Если решение суда не обжалуют, то, вероятно, мы снова будем ездить в маршрутках по 18 рублей.
Ушли и не вернулись
Получается, что город снова возвращается к ситуации, когда цена билета одинаковая и в городском, и в частном транспорте. В прошлом году она привела к тому, что часть пассажиров из автобусов и троллейбусов пересела в маршрутки. А когда разница в 2 рубля появилась снова, омичей в муниципальном транспорте не прибавилось.
«Мы провели экономический анализ и не увидели большого притока людей с октября прошлого года – пассажиропоток сложился. И при очередном выравнивании тарифа не будет больших изменений, – считает Виталий Маслик, директор департамента транспорта администрации Омска. – Не все люди предпочитают маршрутки. Сами посудите, зашли, сели, за вами ещё человек десять «стоя» зашло, а выйти будет уже очень сложно. А если стоите, то вам не видно остановок».
Но транспорт частников – не только автобусы малой вместимости, но и средней. Льготников и обладателей проездных уже возят частные перевозчики и получают компенсацию. При этом кондукторы в них пользуются теми же терминалами, что и на муниципальных автобусах. Значит, пассажиры уходят не только в маршрутки, но и в такие автобусы.
Специалисты департамента транспорта произвели расчёты, согласно которым проездной тариф с 1 апреля должен повыситься до 20 рублей. Тогда так называемый кассовый разрыв, который нужно компенсировать из бюджета, составит 220 млн рублей, а вот если стоимость проезда останется на прежнем уровне, то будет не хватать уже 361 млн рублей.
«Не нужно обвинять транспортников в том, что они поднимают тарифы, – считает Маслик. – На самом деле это вынужденная мера. Перевозчики не заинтересованы в росте цен на билеты, они заинтересованы в компенсациях за перевезённых пассажиров. Если будет принято решение о стоимости поездки в 10 рублей, то перевозчик будет возить без проблем, но возникнет вопрос по компенсации, ведь денег в бюджете нет».
100%-ный износ
Средняя себестоимость по всем муниципальным автопаркам сейчас составляет 22 рубля – уже с учётом того, что за счёт оптимизации пассажирских предприятий её удалось снизить на 1,18-1,4 рубля (колеблется в разных парках). За два года были объединены несколько пассажирских предприятий, освобождены здания. Из транспортных предприятий города ушли более 1 500 человек, в том числе и в рамках сокращений. Однако «ужаться» можно не везде. Так, расход топлива в автобусах существенно снизить невозможно. Есть и нормы, например, в тех же боксах должна поддерживаться определённая температура, а значит топить меньше не получится.
А в обновлении муниципального парка Омск очень нуждается. Насчитывает он 1 039 машин: 782 автобуса, 106 из которых – сочленённые (в нашем понимании «гармошки»), 90 трамваев, 167 троллейбусов. Износ по категории автобусов – 94,4%, а сочленённых и вовсе 100% (все они 1996-1997 годов выпуска), троллейбусов – 91,9% и трамваев – 92,4%. В этой ситуации вряд ли можно рассчитывать на то, что стоимость проезда останется на прежнем уровне, тем более – понизится.