Варламовский пиар
omsk.aif.ru: – Алексей, почему приезд известного московского блогера Ильи Варламова так содействовал появлению инициативных общественных групп в Омске? Неужели мы без москвичей ни на что не были способны?
Алексей Матицын: – Я смотрю на всё это немного по-другому. Группа «Омск – город для людей!», действительно, первоначально появилась как поддержка Ильи Варламова на выборах мэра, а потом уже мы решили не расходиться и сами заняться городскими проектами. Но в Омске и без нас есть активные группы людей, хотя и не так много, как хотелось бы. Консолидироваться они начали в социальных сетях и в реальной жизни ещё до приезда Варламова. Так что возникли они сами по себе, без чьей-то помощи. Известная же медийная персона просто привлекла больше внимания к общественным группам в целом.
omsk.aif.ru: – Как Вы относитесь к тому, как Варламов сейчас «пиарит» Омск?
А.М.: – Лично я – положительно. Он писал про Омск, привлекал к нам внимание. Люди со всей России начали интересоваться нашим городом, приезжают сюда, возможно, захотят реализовывать свои проекты…
В Омске поддержали столичных оппозиционеров с Болотной площади >>>
omsk.aif.ru: – А Вы правда думаете, что тексты Варламова как-то повлияли на уборку мусора у нас? Может, мэрия просто ждала, пока весь снег сойдёт?
А.М.: – У меня нет ответа на этот вопрос, его нужно задавать мэрии. Хотя, уверен, что они скажут: «Да, мы действительно ждали, пока весь снег сойдёт». И, наверное, это будет недалеко от истины. Мне известно, что они готовили план благоустройства, озеленения и санитарной очистки города Омска ещё весной. А сейчас этот план принят. И не исключено, что его разработка инициирована в том числе и благодаря тем вопросам, которые поднимались общественностью в прошлом году.
Европейский опыт
omsk.aif.ru: – Алексей, скажите, а количество митингующих омичей увеличивается? И есть ли смысл в таких митингах?
А.М.: – Митинг за парки и скверы собрал достаточное количество участников – наши активисты называют цифру 300 человек. Это неплохо для Омска. К тому же на таких митингах стали собираться не только «городские сумасшедшие» и молодёжь, но также профессора, медики, архитекторы, инженеры – те люди, которые раньше на митинги никогда не ходили. Они собираются не для совершения революции, высказать своё мнение. Общественная активность сегодня становится более просвещённой.
Сегодня мы – это сообщество грамотных людей, каждый из которых может высказать свою профессиональную точку зрения на то или иное событие в Омске. В результате мы получаем весомую и взвешенную позицию общества по тому или иному событию. К нам прислушиваются, сейчас Назаров говорит, что раз люди хотят больше скверов, то давайте будем делать больше скверов! Та же заброшенная территория недалеко от метромоста…
omsk.aif.ru: – …которая кому-то принадлежит и сдаётся в аренду. Имеет ли смысл направлять силы на чужую собственность?
А.М.: – Такие мысли есть – с землёй этой неизвестно, что получится. Но в правовом поле там есть за что зацепиться, например за то, что территория давно не используется. И даже если у нас ничего выйдет, сам факт, что прошли общественные обсуждения, были привлечены эксперты, – эта активность сама по себе важна. Общественные деятели набираются опыта на таких проектах. Мнением общественности интересуются. Сейчас идут общественные слушания по Омской крепости. И это понятно, так как, президент обещал выделить на нее средства к 300-летию Омска.
В Омске состоялся митинг против возможного повышения цен на проезд >>>
omsk.aif.ru: – Опять же, некоторые объекты омской крепости принадлежат частным лицам, как вы собираетесь взаимодействовать с ними?
А.М.: – Мы сейчас думаем о возможности создания доклада по реконструкции Омской крепости для власти. Аналогично докладу по возможному будущему парку на набережной Тухачевского. Концепция в докладе должна быть широкая, она должна рассматривать исторический центр в самом полном смысле этого слова – всё, что можно сохранить, всё, что можно реконструировать. А дальше мы будем исходить из того, что нам разрешат делать и сколько на это выделят денег. Будем обсуждать, как назначения конкретных зданий, так и их правовые принадлежности. Сюда должны прийти такие уже существующие проекты, как музеи под открытым небом, выставки, мастер-классы, историко-бытовые театры с интерактивом, играми, исторические реконструкторы и различные исторические и этно-проекты. Мы не исключаем взаимодействия с бизнесом. Например, сделать в том месте, где раньше в крепости была кухня-столовая – кафе, в меню которого будет только старинные блюда. Наш закон допускает, что памятник может находиться в частной собственности. В общем, я считаю, что все вопросы решаемы, главное их обсуждать и привлекать к их обсуждению больше людей. Что получится, то – сделаем. Сейчас все юридические вопросы остаются открытыми.
omsk.aif.ru: – Алексей, а почему сразу нельзя бросить все силы общественности, например, на доведения до ума парка имени 300-летия Омска?
А.М.: – Этот вопрос уже поднимался. Но активных людей у нас в Омске не так много, и мы не можем заниматься сразу всеми вопросами, поэтому мы занимаемся тушением так называемых «пожаров». Выносится проект по Воскресенскому скверу на слушания – сразу же начинается движение общественности в его направлении.
omsk.aif.ru: – Насколько мне известно, все новые постройки в городе создаются из генплана города. В Москве сейчас признали, что их генеральный план был ошибочен, и теперь там разрабатывают новый. У нас тоже возможен такой исход?
А.М.: – Да, в столице сейчас собираются учитывать европейский опыт по градостроительству. При этом важно помнить, что любой генеральный план в любом случае нужно актуализировать. И наши власти это вроде даже понимают, и Тиль, и Двораковский говорят о том, что зелёную зону Омска нужно увеличивать в 4,5 раза. Застройку нашего города нужно планировать иначе.
Виктор Корб: «Дело не конкретно в Путине». В Омске прошел митинг «За честную власть» >>>
omsk.aif.ru: – Как?
А.М.: – Город нужно планировать по современным стандартам экологический и удобный. При этом Омск предельно далёк от мировых тенденций. И общественники ставят своей задачей донести эту мысль и до людей и до власти. Город должен быть для людей, должен быть удобен для жизни. А мы пока его делаем удобным только для машин – расширяем дороги, распиливаем на этом бюджеты. Дороги расширили, а нам их снова не хватает, потому что мы не создаём высоко пропускные виды транспорта. Нужны скоростные электрички, нужны скоростные трамваи, чтобы люди могли передвигаться в черте города со скорость 60-100 км/ч, ведь провозная способность их одной полосы движения (10-30 тыс. чел./час) может в десятки раз превышать провозную способность полосу автотранспорта (всего лишь, 700-1000 чел./час) Уже во всем мире, да и в нашей стране (кроме, пожалуй, Омска), признано, что именно эти виды общественного транспорта способны ликвидировать «пробки»! Тогда не нужно будет, как в случаи с 21-ой Амурской, выпиливать массово деревья и сокращать расстояние между жилыми домами и проезжей частью до минимума. Так не должно быть.
omsk.aif.ru: – Мы отстаём от европейцев на много лет, и постоянно на них равняемся. Так, может, стоит просто взять пройденный ими путь и идти по нему без оглядки? Или всё-таки нас ждёт своя дорога?
А.М.: – Мы отстали не только от Европы, но и от Азии, нам бы за Казахстаном успеть, так что можно пристроиться как раз на ним. Но если серьёзно, то современное планирование города разрабатывалось ещё в СССР. Тогда не было такой застройки, улучшалась среда обитания, упор делался на общественный транспорт, а не на личный. Поэтому можно говорить, что мы берём всё лучшее из нашего отечественного опыта и стараемся учитывать современные наработки, а из какой они части света – совершенно неважно.
Активный народ
omsk.aif.ru: – Почему вы этим занимаетесь? Какая вам выгода от своих действий? Деньги? Слава?
А.М.: – Когда-то я думал, что благоустройством города должны заниматься профессионалы… И профессионалы (или «профессионалы») в итоге создали то, что мы сейчас видим вокруг. Когда ты становишься старше, ты понимаешь, что живёшь в определённой среде обитания. И тебе эта среда небезразлична, у тебя есть дети и тебе не всё равно, где они будут расти.
omsk.aif.ru: – Но ведь это понимают многие, а на улицы выходите вы и ваши соратники. Почему другие не выходят?
А.М.: – Я на это могу ответить так, люди выйдут либо, когда это коснётся лично их, либо когда созреют.
omsk.aif.ru: – Чтобы изменить положение дел в городе, необходимо, чтобы количество неравнодушных горожан стало больше.
А.М.: – Есть мнение, что активисты могут составлять около 1% от общего количества населения. По другим данным, эта цифра должна равняться 10%. Тогда любые вопросы будут решаемы. В Омске активны меньше чем 0,5% населения. Что и говорить, наш город очень пассивен, так сложилось. Омск – город военный, город оборонной промышленности. Наши люди привыкли, что есть человек, который ими командует, который говорит, что им делать, заботится о них. К тому же реалии сегодня таковы, что большая часть активной молодёжи уезжает, а пассивной – остаётся.
omsk.aif.ru: – И как бороться с этим?
А.М.: – Планомерными действиями, постепенно перевоспитывая население. Говорят дурной пример заразителен, но тоже самое можно сказать и про хороший. Ведь те же субботники проводятся не только для того, чтобы очистить территорию, но и для того, чтобы горожане (и власть) видели эти усилия, чтобы читали о них в соцсетях, узнавали в СМИ и задумывались. Мы должны максимально много делать, чтобы люди видели поступки и тоже хотели бы их совершать. И постепенно это становится трендом, который подхватывают другие. Таковы законы человеческой психики.
Досье
Алексей Матицын, администратор группы общественной инициативы «Омск – город для людей!», врач-генетик, родился 28 июня 1970 года.
Смотрите также:
- «Омск не виноват, что так разросся». Эколог рассуждает о проблемах города →
- У нас много активных людей. «Движухи» на выборах можно не дождаться →
- Наука не о черепах. Чем антропология может помочь Омску? →