Организаторы омского шествия-митинга за два дня до мероприятия преодолели все разногласия и решили выступить «За честную власть» единой колонной. С погодой им, правда, договориться не удалось. В такую слякоть на улицы вышли либо очень сознательные люди, либо те, у кого в достатке время.
Подготовка
За час до шествия Театральная площадь пустовала, если не считать полицейских, получавших последние наставления. Их было человек пятнадцать, одетых в штатское и примерно столько же – в форму. Сколько всего было задействовано сотрудников правоохранительных органов для обеспечения порядка во время митинга сказать сложно – много.
У Соборной площади собрались две группы людей – будущие колонны. Одну поведут Илья Потёмкин и Татьяна Шнайдер, другую – Виктор Корб и Евгений Долганёв. Позже колонны соединят, и протестующие пойдут одним потоком.
Пришедших было немного, у памятника жертвам репрессий находились человек 50-60, которые объединились вокруг Корба, спорящего с полицейским. У самого собора народу стояло чуть меньше, но зато он был более подготовленный, «боевитый» – у людей, идущих за Потёмкиным и Шнайдер, дорогие транспаранты, заготовленные речёвки и всё остальное подстать лидерам, одетым как на праздник.
Шествие и митинг
После начала шествия колонна сильно растянулась и ненадолго эффект массовости пропал, чтобы появиться на первом же светофоре. Лозунг «За честные выборы» не слышно, в основном звучат слова: «Россия без Путина», «Свободу политзаключенным», «Мы не овощи», «Остановим диктатуру» и производные от них.
Людей, идущих по тротуару, сопровождали патруль ДПС, карета скорой помощи и много фотографов с журналистами. Прохожие реагировали спокойно, машины сигналили, водители улыбались, некоторые даже махали, правда, не всегда приветливо.
На самой площади, когда оппозиционеры устроились, произошел небольшой инцидент.
«Безымянные» мужчины развернули банер с надписью «Доска позора» и изображениями Гарри Каспарова, Леонида Парфёнова, Михаила Ходорковского, Алексея Венедиктова, Сергея Удальцова и других оппозиционеров и «почти-оппозиционеров». Это не понравилось многим участникам согласованного митинга. Самые активные из них попробовали забрать у посторонних банер, но ни у кого ничего не получилось, даже у бабушки с двойным плакатом «Какая власть – такое ЖКХ» и «Богородица Путина прогони».
Виктор Корб и Евгений Долганёв призвали митингующих не обращать внимания на несогласных, но Татьяну Шнайдер присутствие оппозиционеров среди оппозиционеров не на шутку рассердило, да так, что её соратник Илья Потёмкин был вынужден просить полицию увести провоцирующих народ людей, так как у тех нет разрешения митинговать вместе с ними.
После этого акция протеста продолжилась примерно час-полтора. В пик собравшихся было около 150 человек, сколько из них были полицейскими в штатском и зеваками – неизвестно. Завершилось всё созданием «резолюции митинга» – ватманом, на котором участники написали пожелания и требования к нынешней власти.
Митинг прошёл без нарушений и задержаний.
С организаторами мы поговорили и спросили, зачем митинговать, против кого все против и какой ответной реакции мы ждем взамен.
Евгений Долганёв, журналист, общественный деятель, соорганизатор:
- К чему приурочена акция, и какова её цель?
- Акция всероссийская, соответственно проходит практически во всех городах России. Люди пришли на это мероприятие, чтобы выразить своё мнение. Кто относительно власти. Кто относительно своих прав. У каждого своя цель.
- Как вы согласовывали проведение митинга и с кем согласовывали?
- Подавали заявление в администрацию города. Собственно оно было рассмотрено и мы достаточно быстро получили разрешение.
- Как администрация отреагировала на заявление?
- Спокойно отреагировала. Мы не требовали перекрывать нам дороги, не пытались навязать свои условия.
- Сколько человек по-вашему соберётся сегодня?
- Погода нарушила нам планы, поэтому хороший результат будет человек 300.
- Как вы считаете, эта акция может повлиять на что-нибудь?
- Видите, конкретно в Омске, наверное, нет. Хотя во всероссийском формате нужно смотреть, сколько людей выйдет на улицы в других городах.
- С чем, по-вашему, связана подобная активность общества в последе время?
- Во-первых, несменяемость власти всегда приводит к тому, что люди начинают проявлять себя активнее. Во-вторых, государство должно реагировать на требование своих граждан, наше же государство последние годы реагирует на требование неадекватно.
Виктор Корб, интернет-продюсер, общественный деятель, соорганизатор:
- Для чего эта акция проводится?
- Она проводится не «для чего», она проводится «почему». Люди с гражданской позицией, люди, выступающие за свободу, не считают возможным сидеть дома, когда идёт наступление на демократию, когда идёт наступление на их права. Этот марш - продолжение событий марта месяца, повлекших всплеск гражданской активности людей без желания принимать заведомо нечестные выборы.
- Эта всероссийская акция поможет чем-нибудь?
- Это же не бизнес-проект, здесь нельзя просчитать «вот вложили столько-то рублей, купили столько-то крендельков и печенюшек, продали, получили результат». Иногда 10 человек могут выйти выразить свою гражданскую позицию – и это повлияет на ситуацию, а иногда и миллиона может не хватить. Но важно позицию заявлять. Власть ведёт себя всё более неадекватно, всё глупее и глупее. Поэтому люди вовлекаются и выходят. Конечно, не стоит ждать, что выйдет миллион человек из домов, и Путин выйдет из Кремля голову пеплом посыпать. Но важно отстаивание своих прав.
- Ваш лозунг «Россия без Путина». А с кем тогда Россия?
Но ведь ясно, что дело не конкретно в Путине. Дело в том, что он собой олицетворяет ужасный, антиправовой, антидемократичный режим. Поэтому Россия без Путина, эта Россия без «путинизма», Россия без «путинщины». Это Россия свободная, демократичная, правовая. Дело не в этом конкретном человечке, которого тоже жалко, честно говоря, который тоже заложник системы.
- Виктор, на площади вышли молодые люди с плакатами, оскорбляющими людей, имеющих другую позицию, людей «за Путина», вы считаете верным их провоцировать?
- Эти молодые люди с красивыми плакатами, про которых вы говорите, происхождение их хорошо известно, очевидно это люди без своей позиции, действующие по указке. Есть масса людей, связывающих с Путиным какую-то свою стабильность, есть масса людей, которые попали в путинский слой, мы же не говорим взять этих людей, посадить на пароходы и отправить куда-то. Мы говорим: все люди равны, все люди вольны сами избирать власть, а не терпеть назначенных людей. Избирать их на демократичных, свободных, конкурентных выборах. Иметь прессу свободную, а не как сейчас, когда инструкции рассылаются из администрации президента.
Илья Потёмкин, юрист, политик, соорганизатор:
- Вы думаете, что митинг будет замечен, несмотря на малое количество людей?
- А я бы не сказал, что пришло мало людей. Посмотрите внимательно на эти лица, вглядитесь в глаза каждого из этих людей, и вы увидите идейную основу. Вы поймёте, что эти люди пришли сюда, несмотря на плохую погоду, эти люди пришли выразить свой гражданский протест, против авторитарного режима. Этих людей никто сюда не сгонял силком, ни в коем случае, и никто не заставлял сюда прийти. Каждый пришёл сюда по собственной воле и это очень важно.
- Вы надеетесь, что этот митинг даст что-то, какие-то результаты?
- Безусловно. Этот митинг, как и другие протестные мероприятие даст очень много и гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. В современном обществе люди очень разобщены, люди не умеют объединяться, много людей сидит дома и выражает недовольство только на кухне, только в общении между своими друзьями, знакомыми. Человек считает, что от него ничего не зависит, что он один. Приходя же на такое мероприятие, человек понимает, что таких как он много, что протестующих много. Таким образом, мы способствуем росту гражданской активности, росту гражданского правового сознания.
- Тут протест «против Путина», там протест «против тех, кто против Путина», а когда закончатся протесты и начнётся диалог?
- Мы всегда выступаем за диалог. Но диалога не хочет власть, диалога не хотят должностные лица государства, они не выходят к протестующим. Одна из главнейших ошибок, которые они допускают, состоит в том, что они не борются с причинами протестов, они борются с протестующими. Протесты не возникают на пустом месте, у протестов всегда есть причина, люди вышли на улицу, потому что они чем-то недовольны. Власть должна обратить внимание на то, чем они недовольны и изменить ситуацию к лучшему. А власть борется с протестующими и в данном случае диалога не хочет власть.
Омский «Марш миллионов» напоминал сиамского близнеца. Один изящно одет, напомажен, у него красивые плакаты и заготовленные речи. Другой простой, искрений, но несколько блеклый. И вот эти близнецы тянутся к одному и тому же, а дотянуться не могут. Напомаженный рвётся оппозиционеров-оппозиционеров разгонять, а простой просит просто не обращать на них внимания. Искрений себе на голову носок наденет, а подготовленный оказывается к этому неподготовленным. Один против Путина, другой против «путинщины». В общем и целом в нашем городе прошёл достаточно яркий протест, который никому не помешал.