Омскжелдорпроект: Соединяя города. Институт смотрит в будущее с уверенностью

   
   

А основу любого строительства составляет проект, поэтому в первую очередь кризис бьёт по проектировщикам. Кто-то в такой ситуации сокращает сотрудников, а кто-то осваивает дополнительные сферы деятельности, берётся за мелкие заказы - пусть не так выгодно, зато люди будут обеспечены работой.

Изменить ситуацию

Один из крупнейших в Омске проектных институтов - «Омскжелдорпроект» - филиал «Росжелдорпроект». Ему уже более 70 лет. за это время институт не раз менял свой правовой статус, но одно оставалось неизменным - созданный как «Дорпроект» при Омской железной дороге, в первую очередь институт был ориентирован на своего главного заказчика. За 73 года в институте выполнили более 7 700 проектов, из них большая часть, конечно, связана с железной дорогой. Не случайно самый большой и до сих пор ведущий отдел института проектирует устройства автоматики, телемеханики и связи.

Александр Кембель - один из ведущих специалистов отдела автоматики, телемеханики и связи института, 10 лет назад пришёл в «Омскжелдорпроект» «с той стороны»: работал на железной дороге, был эксплуатационником.

Александр Фёдорович твёрдо верил в «компьютерное» будущее проектировщиков и говорил о том, что на каждом рабочем столе года через два будет компьютер. «Сейчас уже трудно это представить, хотя прошло всего-то десятилетие, - рассказывает Александр Кембель, - но тогда было так: один человек понимал в схемах, другой соображал в компьютерах. Один чертил вручную, другой всё это заносил в машину. Прошло-то всего ничего, но теперь компьютер - главный инструмент проектировщика».

Проектирование с помощью компьютеров - это не дань времени, это и снижение трудозатрат проектировщиков, и экономия материалов, из которых потом будут построены устройства, и сокращение до минимума ошибок и переделок в проектах. Кроме того, алгоритм программы исключает несоответствия в принятых решениях.

Так как проектировщики омского института по большей части занимались реконструкцией уже существующих на железной дороге устройств автоматики и телемеханики, они и программный комплекс создали для этого. А один из головных институтов «Росжелдорпроекта» - «Гипротранссигналсвязь» (ГТСС) - параллельно создавал программное обеспечение для аналогичного проектирования, но с нуля. Сначала питерские коллеги ездили к омичам перенимать опыт, а теперь руководство акционерного общества решает вопрос о «встройке» программы реконструкции в систему, разработанную ГТСС.

Документы - в компьютер

Но инженерная мысль Александра Кембеля на этом не остановилась - ему пришла в голову идея использовать систему электронного документооборота (ТДМС) в проектном процессе. «Надоело по шкафам разыскивать документы, - говорит Александр Фёдорович, - я и подумал, если уж машина схемы чертить умеет, она что, документы складывать не сможет?». Попробовали - оказалось, смогла. И теперь рабочий день начинается с того, что каждый заходит в ТДМС и видит, какая работа его ждёт, что сделано, какие задачи ставит ГИП, заказчик, и т. д.».

   
   

Сегодня в институте никто и не представляет, что можно работать по-другому: ведь так удобно, если всё у тебя под рукой: в электронных «мозгах» серверов и общем доступе.

Впрочем, это всё технические тонкости, облегчающие собственно работу проектировщика, которая на самом деле является весьма и весьма сложной. Если ещё лет 60 назад едва ли не единственным средством регулировки движения поездов являлись стрелки, переводимые вручную, и полуавтоблокировка на перегонах, то теперь диспетчерские центры управления напоминают Байконур: мониторы, электронные графики движения, полный контроль поездной обстановки и состояния устройств автоматики и телемеханики. Да и сами станции имеют такое сложное хозяйство, что и профессионал-то не сразу разберётся что к чему. Но омские проектировщики успешно справляются с любыми задачами.

Так, в начале декабря была введена в эксплуатацию реконструированная про проекту нашего института узловая станция Карбышево-1 Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги, откуда расходятся ветки на Тюмень, Исилькуль, Иртышское, Омск. Как говорит Александр Кембель, «там был каменный век, куча реле, а сейчас микропроцессорная централизация».

Гордятся проектировщики и станцией Московка. Там было включено в электрическую централизацию 185 стрелок. «Омскжелдорпроект» должен был применить типовые решения. «А мы их модернизировали, эти решения, - говорит Александр Кембель, - в результате станция фактически состоит из пяти отдельных связанных между собой частей, что упростило процесс управления».

Отделом автоматики и телемеханики разработана схема временного блок-поста при проведении капитального ремонта пути. Раньше закрывали целый перегон от станции до станции, и составы вынуждены были курсировать по другому пути, пропуская друг друга. Разработанная омичами схема позволяет поставить временный блок-пост посредине перегона и закрыть лишь часть пути, оставляя остальную на двухпутке. Разумеется, это даёт значительную экономию, и теперь временный блок-пост - это уже общепринятая схема при проведении капитального ремонта пути, особенно на грузонапряжённых участках, требующих обязательного выполнения графика движения поездов.

Качество на первом месте

«Далеко не все наши проекты нуждаются в государственной экспертизе, многие проходят внутренний контроль, - вступает в разговор Александр Петров, главный инженер института, - но отрадно, что в этом году мы получили положительные заключения главгосэкспертизы с первого раза, то есть не отправляя проекты на доработку. Это говорит о высоком качестве работы специалистов института».

Не последнюю роль в том, что проекты стали более качественными, сыграло введение в техническом отделе должности нормоконтролёра института. «В функции нормоконтролёров входит проверка соответствия документации требованиям ГОСТов,- говорит Виктор Погребинский, начальник технического отдела института. - Прошло полтора года; теперь открываешь любой проект, и он узнаваем. Виден стиль. А сейчас и ОАО «Росжелдорпроект» вводит нормы, согласно которым будет разрабатываться документация во всех филиалах общества в едином стиле».

Подводя итоги уходящего 2011 года, главный инженер Александр Петров отмечает, что перед «Омскжелдопроектом» стоят большие задачи. Не самые лучшие времена для института позади, просматриваются хорошие перспективы, есть задел работы на будущий год, намечены новые контракты, налажены связи с новыми заказчиками. Институт в 2011-м, согласно инвестпрограмме, обеспечивается техникой, закуплено новое буровое оборудование, для изыскателей комплексного отдела - приборы для обследования зданий и сооружений; всё это не только облегчает изыскания, но и повышает качество работ, достоверность исследований. Происходит плановая замена устаревшей компьютерной техники. «При возрастающем объёме работы очень хорошо, что у нас внедрены электронные системы проектирования, - говорит главный инженер. - Мы охотно принимаем на работу молодых специалистов, сегодня их у нас больше половины. Проектировщиком за год-два не станешь, поэтому наши «зубры» охотно обучают молодёжь тому, что знают и умеют сами».

«Перспективы у нас просматриваются хорошие, - резюмирует главный инженер, - а это в нашей работе самое важное».

Дорогие партнёры, друзья, омичи!

С Новым годом вас!

Этот год был непростым, но он уходит. Пусть в наступающем году вас обойдут стороной проблемы и невзгоды! Пусть исполнятся ваши самые заветные желания! Мира, добра и благополучия вам и вашим семьям!

 Александр Петров,

главный инженер Омского проектно-изыскательского института

«Омскжелдорпроект» - филиала ОАО «Росжелдорпроект».

На правах рекламы

Смотрите также: