Примерное время чтения: 15 минут
1438

Сделано в Омске – это знак качества

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. АиФ в Омске 23/12/2015 Сюжет Омск и Омская область. Итоги 2015 года
Помещение аппаратной дежурного по ст. Омск-Пассажирский.
Помещение аппаратной дежурного по ст. Омск-Пассажирский. АО «Росжелдорпроект»

Город наш в следующем году отметит трёхвековой юбилей. При этом в качестве промышленно-оборонного гиганта Омск получил развитие в военные годы. Именно поэтому отсчёт своего существования большинство омских предприятий-«старожилов» ведёт с середины 1940-х годов.

Наверное, пальцев одной руки хватит, чтобы подсчитать омские организации, чья история насчитывает более 70 лет. Среди таких - «Омскжелдорпроект», являющийся в настоящее время обособленным структурным подразделением института «Гипротранссигналсвязь» - филиала АО «Росжелдорпроект». В далёком 1938 году проектная контора «Дорпроект» Омской железной дороги, насчитывающая всего лишь 45 сотрудников, была создана для больших целей: приказом Наркома путей сообщения на неё были возложены функции по проектированию для строительства и ремонта крупных объектов железнодорожного транспорта.

Главные умы предприятия

Сегодня, спустя 77 лет, в институте «Омскжелдорпроект», как и прежде, успешно трудятся проектировщики. Правда, численность их возросла уже до 180 человек. Головным отделом в институте считается отдел автоматики, телемеханики и связи (ОАТиС). Здесь средоточие умов, идей, решений. Потому что вся проектная документация, разрабатываемая в отделе, в конечном итоге ведёт к одной цели - повышению безопасности движения поездов на железной дороге.

Рассказывает Леонид Пшеничников, главный инженер проектов (ГИП), заместитель начальника ОАТиС:

Леонид Пшеничников

«Омскжелдорпроект» является подразделением института «Гипротранссигналсвязь»(ГТСС). Мы специализируемся, как и ГТСС, на проектировании объектов железнодорожной автоматики и телемеханики (АТ). Кроме того, за последние четыре года нами выполнено 10 разработок технических решений и типовых материалов для проектирования, касающихся устройств АТ, причём на одну из них получен патент Российской Федерации как на полезную модель № 141628 «Модуль временного блокпоста для участков с кодовой автоблокировкой». С 2003 года одна из специализаций отдела - проектирование временных раздельных пунктов, которые используются при ремонте путей на перегонах с автоблокировкой. В чём принципиальное новшество временного блокпоста? К примеру, ремонтируется какой-то участок пути на двухпутном перегоне, следовательно, движение поездов по этому пути закрывается. В работе остаётся один путь, по которому поезда поочерёдно идут в нечётном или чётном направлении, пропускная способность перегона уменьшается.

Разработанные нашим отделом типовые материалы для проектирования временных блокпостов и временных раздельных пунктов позволяют повысить пропускную способность перегона за счёт установки временного блокпоста на перегоне и уже с середины перегона пропускать поезда в двухпутном варианте. Выгодно? Безусловно. Безопасно? Да! На всех железных дорогах России ежегодно в период ремонта используется около ста временных блокпостов».

Пригородный вокзал ст. Омск.
Пригородный вокзал ст. Омск. Фото: АО «Росжелдорпроект»

Институт активно участвует в реализации программы безопасности ОАО «РЖД», проектируя сбрасывающие устройства на железнодорожных станциях или разъездах, которые не позволяют вагонам, движущимся самопроизвольно, выкатиться на маршруты следования пассажирских поездов.

«В старых типовых альбомах 1950-60 годов просто нет схем по управлению сбрасывающими устройствами. Для решения этой проблемы нами разработаны и утверждены специальные технические решения», - продолжает Леонид Пшеничников. В числе омских инноваций и разработка типовых решений в вопросе электроснабжения устройств АТ. Дело в том, что для бесперебойной работы любой узел всегда должен иметь два источника питания - основной и резервный. Но если оба вдруг отключили?

«На больших станциях для этого предусматривают дизель-генераторы, и вот привязка таких энергетических блок-станций по типовым решениям возможна только для новых питающих установок, - рассказывает Леонид Николаевич. - А для старых, 1950-60 годов, не везде это возможно. Также существует однофазное и трёхфазное питание, а типовых решений для этого нет. Одно из таких технических решений для увязки с однофазными фидерами дизель-генераторных установок мы и разработали».

Ст. Омск-Пассажирский.
Ст. Омск-Пассажирский. Фото: АО «Росжелдорпроект»

Талантливая молодёжь

Сегодня институт выполняет работы по проектированию электрической централизации на станциях стыкования. Есть ещё у нас в России на железной дороге участки, где электротяга постоянного и переменного тока поочерёдно меняется.

При этом контактную сеть с одного рода тяги надо переключить на другой. Таких станций немного, но как раз в этом году омичам она и попалась - это ст. Черепаново Западно-Сибирской дороги. Предложенное омскими проектировщиками техническое решение позволит облегчить работу дежурных по таким станциям.

«Процесс проектирования состоит из множества задач, которые требуют решения. Если решения нет в типовых, ранее разработанных схемах, надо искать что-то новое, - продолжает Леонид Николаевич. - Но так как на железной дороге в безусловном порядке должна обеспечиваться безопасность движения поездов, все наши решения и новаторские предложения проходят согласование в технических подразделениях ОАО «РЖД».

Зато потом, если новшество приживётся и будет востребовано, его примут как типовое решение для других объектов и не придётся вновь «изобретать велосипед» - его уже разработали в Омске.

Ст. Входная, сортировочная горка.
Ст. Входная, сортировочная горка. Фото: АО «Росжелдорпроект»

По словам Леонида Пшеничникова, очень важно, чтобы проектировщик был способен отыскать нестандартное решение, а не просто выполнять какое-то задание, пусть даже и очень хорошо. Так, например, полтора года в институте трудится молодой специалист Денис ЭДИХ. Коренной омич, Денис после окончания вуза отправился работать по приглашению в другой город, но всегда хотел вернуться домой. Как-то приехал в гости к родителям - и  наудачу зашёл в «Омск­желдорпроект»: ещё учась в вузе, Денис мечтал здесь работать.

«Мы пообщались с Леонидом Николаевичем, я высказал своё желание работать в этой компании и уехал обратно в Кузбасс. Прошло примерно полгода, и мне позвонили, пригласили сюда на работу. Я очень счастлив! Мне ещё ни разу не пришлось пожалеть о своём решении», - признаётся молодой человек. По его словам, на этом предприятии он хотел бы работать всю жизнь.

В соответствии с законодательством в сфере строительства, разработанный проект должен соответствовать требованиям нормативных и технических документов, только тогда он получит положительное заключение государственной экспертизы. За последние несколько лет институтом «Омскжелдорпроект» не получено ни одного отрицательного заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России». Во многом этому способствует система менеджмента качества, действующая в институте с 2007 года и сертифицированная на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001.

Эксперты.
Эксперты. Фото: АО «Росжелдорпроект»

Управляя качеством

Анастасия Кузьмина

«Мы не ОТК, как многие пока ещё думают, - улыбаясь, рассказывает Анастасия Кузьмина, инженер по качеству технического отдела. - И система наша направлена не только на проверку конечного результата. В институте работают специалисты, которые занимаются проверкой технических решений, принятых в проектной документации. Соответствие оформления проектов требованиям нормативных документов проверяют назначенные в отделах нормоконтролёры. Проверка проектов должна быть проведена до передачи их заказчику. Система менеджмента качества - это один из механизмов предотвращения появления ошибок на всех стадиях разработки проекта, когда каждый человек, даже непосредственно не связанный с проектированием, понимает, что от его деятельности зависит конечный результат».

Даже журналист, совершенно далёкий от проектирования, пообщавшись со специалистами «Омскжелдорпроекта», понял: проектировщики каждый раз разрабатывают новые, индивидуальные проекты, двух одинаковых просто не может быть. Поэтому и возник вопрос: как можно управлять чем-то постоянно меняющимся?


Разработки омичей нужны всей стране.


В помощь системе менеджмента качества в институте разработана и внедрена система электронного документооборота, которая помогла систематизировать работу, в том числе и в области управления качеством, и позволила предоставить доступ к требуемой информации всем сотрудникам института.

«В документах по системе менеджмента качества описаны все процессы, функционирующие в «Омскжелдорпроекте». Документирование процессов позволяет предотвратить появление ошибок путём следования алгоритмам, описанным в документах. Основные процессы организации подлежат систематическому мониторингу, что позволяет выявить узкие места и предпринять своевременные действия по предотвращению несоответствий, - продолжает инженер техотдела. - Система менеджмента качества направлена на улучшение деятельности института, постоянное повышение удовлетворённости ожиданий потребителя и создание проектов, отвечающих всем законодательным и нормативным требованиям, обеспечивающим необходимую эксплуатационную надёжность и безопасность, оптимальные и наиболее выгодные решения для поддержания и укрепления репутации надёжного партнёра».

Кстати, Анастасия Кузьмина сегодня получает второе высшее образование. «Омскжелдорпроект» заинтересован в молодых и квалифицированных кадрах.

Светлана Сысоева

«У нас обширная программа повышения квалификации работников, - говорит Светлана Сысова, ведущий специалист по работе с персоналом. - Для поддержания компетентности персонала института на уровне, достаточном для выполнения возложенных на него обязанностей и освоения современных методов решения профессиональных задач, мы уделяем особое внимание обучению сотрудников. Для предприятия, которое решило сегодня преуспеть в конкурентной борьбе, необходимо, чтобы каждый работник обладал весьма обширными знаниями. Поэтому наша программа обучения предусматривает постоянное развитие и совершенствование знаний и навыков работника для эффективного выполнения своей работы».

Обучение - это лишь один из пунктов коллективного договора АО «Росжелдорпроект», обеспечивающего высокий уровень социальной защиты работников института в омском регионе. Примером тому может служить забота о работниках, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком.


«Текучки» кадров в институте практически нет.


Пришла девушке пора стать мамой (а женщин в коллективе около 100) - из средств предприятия оплачивается отпуск по уходу за ребёнком от полутора до трёх лет. Проявляют заботу здесь и о работниках среднего возраста: если человек в течение 10 лет платит взносы в негосударственный пенсионный фонд, за него почти столько же вносит предприятие. Таким образом, к моменту выхода на заслуженный отдых у сотрудника формируется вторая пенсия. И это только несколько моментов, которые практически законодательно закреплены на уровне предприятия. Благоприятный климат и хорошие взаимоотношения, достойная оплата труда и обширный соцпакет позволили добиться текучести кадров менее 1%. А средний возраст коллектива - 39 лет.

Трудятся на Востоке…

Где же применяют свои силы и знания проектировщики? Сегодня институт выполняет проектно-изыскательские работы по большей части на объектах, заказчиком по которым является ОАО «РЖД».

Виктор Куклин

«Среди значимых проектов можно назвать объекты строительства и реконструкции по программе развития восточного полигона - БАМа и Транссиба: это реконструкция станций Хабаровск-2 и Уссурийск; удлинение приёмо-отправочных путей станций Санболи, Икура, разъездов Хевчен, Красноармейск. Несмотря на территориальную удалённость объектов, работы выполняются в срок и высокого качества, о чём свидетельствуют положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России», - говорит Виктор Куклин, заместитель директора по производству.

Как рассказывает Виктор Фёдорович, институт оснащён современным оборудованием, программным обеспечением, обновлённой техникой, комфортными рабочими местами. Высококвалифицированный персонал позволяет решать все поставленные перед институтом задачи.

Горловина парка Б ст. Московка.
Горловина парка Б ст. Московка. Фото: АО «Росжелдорпроект»

...и в родном городе

Впрочем, немало работы у омичей и в родном городе. Например, ОАО «РЖД» реализует к 300-летнему юбилею столицы Прииртышья в 2016 году большой проект, на который руководством Западно-Сибирской железной дороги привлечены специалисты «Омскжелдорпроекта».

Павел Туманенко

«В этом году силами ведущего в институте отдела автоматики, телемеханики и связи с участием отдела инженерных изысканий и сектора пути и станций мы выполнили проект «Техническое перевооружение устройств СЦБ путевого развития на станции Омск-Пассажирский», - говорит Павел Туманенко, главный инженер института «Омскжелдорпроект». - Этим проектом предусмотрено изменение путевого развития станции, позволяющее разделить потоки пассажирского и пригородного сообщения. При этом проект предполагает укладку вновь 27 стрелочных переводов, полностью обновляются светофоры с заменой ламповых комплектов на светодиодные светооптические системы, а также магистральные кабельные сети.

В помещении дежурного по станции Омск-Пассажирский проектом предусмотрена установка нового светодиодного пульта-табло и пульта-манипулятора. Кроме того, отделом комплексного проектирования института выполнен проект «Установка лифта к пешеходному переходу пригородного вокзала станции Омск», что в совокупности с реализацией ещё одного проекта, выполняемого нашим институтом в рамках подготовки к 300-летию Омска («Устройство лестничного схода № 3 с пешеходного моста на платформу»), позволит пассажирам пригородного сообщения беспрепятственно проходить к электропоездам».

Подводя итоги года, главный инженер смотрит в будущее с оптимизмом и верой в большое количество новых проектов, реализация которых позволит повысить безопасность движения поездов, улучшить облик наших городов и в итоге жизнь наших граждан.

«Не могу не воспользоваться случаем, - продолжает Павел Николаевич, - и в связи с приближающимися праздниками поздравляю коллектив института с наступающим Новым годом! Желаю, чтобы все перемены, которые встречаются на жизненном пути, пошли нам на благо. Всем здоровья, благополучия и ярких событий!»

Реклама

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах