При этом компания ведёт строительство и ключевых объектов инфраструктуры для всей страны. Чего стоят только проекты омского метрополитена и объектов сочинской олимпиады! А ведь есть ещё строящийся мост на остров Русский, для саммита АТЭС в Владивостоке, есть партнёрские проекты с китайцами, турками, болгарами. Огромная компания выросла на наших глазах, но её руководитель, Олег Шишов, хоть и публичный человек, но интервью даёт не часто.
А поговорить с Олегом Владимировичем есть о чём. Да хотя бы о том, что компания, которой от советских времён и приватизации ничего не досталось, выросла из студенческой лаборатории в СибАДИ в одну из крупнейших в России.
Без приза на старте
- «Мостовику» в каком-то смысле не повезло в том, что в момент перестройки его не существовало, и приватизация гигантов советской промышленности проходила без вас…
- Действительно, всё что мы имеем, в первую очередь, заводы и предприятия, мы спроектировали и построили сами. Вместе с нашими энергичными и грамотными специалистами. Я считаю, что главное богатство любого предприятия это люди. На «Мостовике» трудится более 17 тысяч человек, большинство из них омичи. Но чтобы собрать у себя всех лучших – работникам нужно достойно платить зарплату, чтобы их не смогли переманить конкуренты из других стран. Лучшим сотрудникам в ключевых для нас отраслях мы платим на уровне крупнейших европейских компаний. Ведь их квалификация ничем не уступает работникам конкурентов. Мы и без советского наследства вышли на первое место в Омской области, как крупнейшее по доходам предприятие региона. Да и в этом году у нас солидный прирост доходной части: мы подросли на 42 млрд.
- Тем не менее, кадры кадрами, но что определило первоначальный рост?
- Наше развитие пошло благодаря расширению географии работ. У нас есть объекты на Дальнем Востоке, на севере Сибири, в Якутии, есть совместное производство в Китае, строим в странах СНГ, в Болгарии. Начали сотрудничество с Турками.
- Учитывая важность строящихся объектов, наверняка есть финансовая помощь от властей?
- Вот тут ошибаетесь! Я, также как и все бизнесмены, прихожу в банк и доказываю по всем нашим производствам, заводам, инвестициям целесообразность банковского вложения в проект. Есть банки, которые нам верят. Мы показываем им их выгоду и добиваемся получения кредитов. У нас нет других источников финансирования: мы берём чужие ресурсы на время и потом отдаём свои навсегда.
Подземка в приоритете
- А как происходит выбор объекта под строительство? Ведь очевидно, что такой гигант не будет строить пятиэтажку или маленькую дорожную развязку.
- Да, мы занимаемся не всем чем попало. Нас интересуют особо сложные объекты, и они у всех на слуху. Если говорить об Омской области, то это мост через Иртыш в Таре. Мы собрали его за 3,5 месяца. Причём применённые навыки планируем использовать и при строительстве похожего моста через Босфор! В своё время расширили узкий некогда Красный путь, восстановили Успенский собор. Но не только в Омске есть важные объекты: заканчивается строительство завода полипропилена в Тобольске, строится Няганская ГЭС, также омичи возводят и один из крупнейших океанариумов в мире во Владивостоке.
- Но главный проект, для омичей – это метро.
- Конечно. Мы на протяжении 6-7 лет активно сотрудничаем с ведущими мировыми проектировщиками, особенно из Южной Кореи, да и с датчанами, французами, итальянцами. Те инновации, что разработаны в мире: компьютерные технологии, которые полностью автоматизируют все процессы управления, безопасность, энергообеспечение, вентиляция – мы собираемся применить и в Омске. Всё это позволит в разы сократить стоимость метрополитена, а главное стоимость его эксплуатации. Кстати, мы в Москве строили одну из веток лёгкого метро. Мы применим эти навыки и в Омске. Ведь при выходе испод земли на эстакаду метро становится дешевле в 2-2,5 раза. А если опуститься на землю, и ехать в режиме скоростного трамвая, то издержки сократятся ещё больше.
- Метро все омичи ожидают с особым трепетом, зато другой проект «Мостовика» все встретили с негодованием. Я имею в виду поликремневый завод…
- Мы более 5 лет занимаемся этой темой и заканчиваем разработку проекта. Вокруг неё много всякого политического шума. Шум про экологический вред – это странно! Я надеюсь, наши читатели грамотные люди. Песок никогда не был радиоактивным. Кремний инертный элемент. К тому же эта продукция имеет огромное стратегическое значение не только для экономики, но и для безопасности России. Это закрытая сложная технология, там нет никаких выбросов. Такой технологией обладают только США, Италия, активно занялись китайцы. Понятно, что страны лидеры стремятся не допустить развитие в России высокотехнологичных производств.
- Так почему же завод будет построен не в Омске?
- Действительно мы будем проектировать этот завод в Елабуге, в Татарии. Не потому что нас напугали забастовки, просто там создали условия в особой экономической зоне: нам предоставят бесплатную электроэнергию при строительстве, а здесь бы мы потратили более 4 млрд рублей. Экономика решила за нас.
Сочинский выбор
- Нельзя не поговорить и об олимпийском строительстве. Как продвигается возведение главной хоккейной арены, тендер на которую выиграли также омичи?
- Зимний стадион принёс нам много хлопот! Когда Российское правительство подготовило заявочную книгу на выбор страны проведения олимпиады, то в ней записали, что Большая ледовая арена будет олицетворением яйца Фаберже. Яйцо должно быть эллипсоидом, но все ледовые дворцы требуют сложной системы вентилирования и кондиционирования воздуха, которые располагаются на крыше зданий. Поэтому все объекты подобного рода делаются с плоской крышей. Представители МОК сильно сомневались, что нам удастся сделать крышу не прямой. Пришлось изобретать новую конструкцию: поперёк эллипсовидной крыши будет «поясок», в котором скрыты от глаз нужные приборы. Остальная часть крыши станет светодиодной. Маленькие лампочки позволяют отображать раскраску яйца Фаберже и много чего ещё, по желанию. То есть фасад может видоизменяться.
- Учитывая инновации и сложность строительства, успеете сдать объект в срок?
- Ледовую арену мы строим досрочно. Что нам не выгодно. Мы даже договорились с правительством приостановить возведение объекта, и переносим срок сдачи с марта на сентябрь. Потому что пол года эксплуатировать здание за свои деньги мы не можем.
- Какие ещё объекты строят в Сочи омичи?
- Все олимпийские вокзалы и санно-бобслейная трасса – это сфера нашей ответственности. Последняя является самым напряжённым объектом для нас. МОК прислал письмо президенту Дмитрию Медведеву, в котором указано, что если к марту 2012 года, как это зачем-то было записано в заявочной книге, трасса не пройдёт сертификации, то тогда олимпийский комитет поставит вопрос о переносе Олимпиады в другую страну!
- Звучит угрожающе! А зачем поставили такие ранние сроки?
- В том то и дело, что в России зачем-то их записали в заявочном листе. А раз записали, то нужно исполнять. В принципе, по нашим расчётам, мы успеваем. Сложность в том, что на объекте применяется особенное бетонное проектирование. Точность поворотов должна быть чёткой. Наносим 3D сетку и смотрим отклонения. Если они превысят всего 2 мм, то придётся переделывать! Потому что отклонения опасны для жизни спортсменов. Надеемся, что всё будет хорошо и трасса будет безопасной и скоростной.
Мост в никуда
- Много разговоров вызывает строительства моста на остров Русский. Говорят, что это мост в никуда. В любом случае, строительство такой инфраструктуры в той местности уникально…
- Действительно, при строительстве впервые в России применялись особенные технологии бурения. Забито 120 свай на глубине 80 метров! Дело в том, что там слишком сложная геология, и нужно было забуриться до основных несущих грунтов. Приглашали на эту работу китайцев и японцев, но они брали 12-14 месяцев. А наши специалисты сделали за 6! Японцы даже привозили к нам по 7-10 молодых специалистов на объект, чтобы те наблюдали, как мы строим этот уникальный мост. На объекте применяется очень много технологий и оборудования, которое запроектировали и изготовили омичи, на наших производствах. И они работают надёжнее импортного оборудования, которое мы тоже применяли.
- Компания накопила хорошие кадры, способные развивать технологии и строить уникальные объекты. Проводится ли работа с прицелом на будущее? Есть ли замена нынешним специалистам?
- Лучших выпускников омских вузов, особенно СибАДИ, мы стараемся привлечь к себе. Чтобы они работали проектировщиками или на строительстве, ведь вариантов реализации у нас много. Нынешним студентам нужно понять, что у них сейчас хорошее время: его стоит употребить для повышения образовательного уровня. Нам вот уже нужны специалисты с хорошим знанием английского, со знанием евронорм, современных технологий, и мы предоставляем им возможности для работы. Но таких специалистов общего профиля найти трудно. К нам нередко приходят выпускники с дипломом по экономической специальности. А зачем они мне? Да нам экономисты нужны, но нужны профессионалы в нашей отрасли. Хорошо когда диплом экономиста второй, после профилирующего. Сейчас мы стараемся выстроить отношения с СибАДИ, хотим возродить некоторые наши специальности, поднять их образовательный уровень.
Досье
Олег Владимирович Шишов
Родился 1954 году в городе Лепель, Витебская область Белоруссии.
Окончил Сибирский автомобильно-дорожный институт (СибАДИ) в 1976 году.
Получил специальность «инженер-строитель мостов».
Депутат Законодательного Собрания Омской области, Директор НПО «Мостовик». Женат, трое детей.
Смотрите также:
- Герман Греф в Омске: о возможной девальвации рубля, о банковских очередях и о прогулке по родному городу →
- Комфортная тайна. Омский эколог о скверах и прямых дорожках →
- Море для Омска →